Независимый пресс-центр в среду напоминал какой-то особо охраняемый объект. Ряды милиции и несколько групп хмурых представителей молодой интеллигенции из нацболов Лимонова надежно охраняли все подходы к обычно самой доступной медиаплощадке.
Когда правозащитники наконец столкнулись с повседневным поведением нацболов, они были вынуждены высказаться очень жестко
Практически с боем прорываться сквозь оцепление поигрывающих бицепсами соратников Лимонова пришлось не только журналистам, но и самим участникам пресс-конференции: председателю Московской Хельсинской группы Людмиле Алексеевой и главе движения «За права человека» Льву Пономареву.
Масла в огонь подлил и вышедший на одиночный пикет комиссар молодежного движения «Наши» Евгений Иванов, который утверждал, что правозащитники защищают не тех, кого надо, а фашистов, преступников, олигархов . Глядя на происходящее, в его слова верилось особенно сильно.
Что стало последней каплей – суровый фейс-контроль или лозунги комиссара Иванова, неизвестно, но правозащитники, вместо того чтобы рассуждать о репрессиях, чинимых властью в отношении нацболов, вдруг принялись роптать по поводу откровенно экстремистских замашек молодой интеллигенции из НБП.
Еще на входе бабушка правозащитного движения Людмила Алексеева стала просить сподвижников Лимонова пускать всех. А ее коллега Лев Пономарев гневно потребовал от лидера нацболов, чтобы его соратники не устанавливали здесь свои порядки.
Само мероприятие тоже было лишено надрывного диссидентского пафоса. Львиную долю отведенного времени правозащитники потратили на то, чтобы убедить членов НБП отказаться от насилия и никого не трогать. В противном случае, пригрозила Людмила Алексеева, нацболы могут лишиться последней поддержки в лице ее товарищей по правозащитному полю.
«По поводу того, что НБП – экстремистская организация, есть решение суда. Поэтому она и запрещена. Никаких дополнительных оценок в этой связи не требуется», – рассказал газете ВЗГЛЯД президент Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. Тем не менее правозащитники, видимо, не до конца понимали, на союз с кем они идут, когда достигли определенных договоренностей с нацболами.
«Алексеева и Пономарев – это известные правозащитники. И даже если они считают возможным сесть за один стол с Лимоновым, это отнюдь не означает, что они готовы к одобрению действий силовой части НБП», – считает политолог. По его словам, когда правозащитники наконец столкнулись с повседневным поведением этих нацболов, они были вынуждены высказаться очень жестко. НБП – это тот союзник, который для них в чем-то хуже врага, – резюмирует глава АПЭК.