Об инциденте РИА «Новости» сообщила по телефону из Цхинвали глава республиканского комитета информации и печати Ирина Гаглоева.
Аварийная посадка
«Отныне мы будем сбивать все летательные аппараты, нарушившие воздушное пространство Южной Осетии, без всякого предупреждения»
«Около 15.40 было нарушено воздушное пространство Республики Южная Осетия вертолетом Министерства внутренних дел Грузии. На неоднократные предложения сесть либо изменить маршрут пилоты вертолета не реагировали. Так как нарушения воздушного пространства Южной Осетии со стороны Грузии приняли массовый характер, было принято решение сбить вертолет», - сказала Гаглоева, сообщив, что вертолет упал в Знаурском районе Южной Осетии. Она сообщила, что не имеет информации о состоянии здоровья пилотов.
«В данный момент об инциденте сообщено представителям ОБСЕ, а также российским миротворцам», - сказала Гаглоева.
Вертолет Ми-8 Минобороны Грузии, в котором находились министр обороны страны Ираклий Окруашвили и заместитель начальника Генштаба ВС Грузии полковник Заза Гогава, был обстрелян у населенного пункта Сачхере югоосетинской стороной 3 сентября около 15.50. Как сообщили «Новости-Грузия» в Минобороны Грузии, министр обороны и замначальника Генштаба направлялись на военную базу в Сенаки (Западная Грузия). После обстрела вертолета из крупнокалиберного пулемета с территории соседнего Знаурского района, контролируемого югоосетинской стороной, вертолет был поврежден, и его пилот совершил вынужденную посадку в городе Гори.
При обстреле в вертолет попало около пяти-шести пуль, несколько минут летательный аппарат находился в режиме падения, после чего пилоту удалось восстановить управление, выровнять машину и посадить ее в аварийном режиме. Никто из находившихся в вертолете не пострадал.
Как наглую провокацию расценил обстрел вертолета Минобороны Грузии с югоосетинской стороны премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. «Может быть, этот факт не стал особой неожиданностью, но он является проявлением особой наглости. Это еще одна наглая провокация со стороны де-факто цхинвальских властей и российских военнослужащих, расположенных на территории Цхинвальского региона», - заявил Ногаидели, слова которого приводит агентство «Новости-Грузия». Глава правительства отметил, что «грузинская сторона продолжит действовать в рамках мирного плана урегулирования конфликта».
После приземления в Гори министр обороны Грузии выступил с кратким комментарием перед журналистами в связи с инцидентом. «Осетинская сторона привыкла делать заявления, что грузинская сторона нарушает их воздушное пространство, что является полным абсурдном. Выстрел был совершен со стороны осетинских бандформирований, чей разгул скоро закончится. Югоосетинской стороне придется ответить за этот инцидент и принести соответствующие разъяснения», - сказал Окруашвили. Он добавил, что «это не первый за последнее время случай, когда югоосетинские вооруженные формирования обстреливают грузинские вертолеты».
Сбивать будем всех
В то же время министр обороны непризнанной Республики Южная Осетия генерал Анатолий Баранкевич заявил, что «отныне мы будем сбивать все летательные аппараты, нарушившие воздушное пространство Южной Осетии, без всякого предупреждения».
Баранкевич также сообщил, что в настоящее время вооруженные силы республики приведены в состояние повышенной боевой готовности. Это связано с оперативной информацией о том, что к границам Южной Осетии с двух направлений - населенных пунктов Двани, Дирби и Эргнели - движутся военно-транспортные колонны Грузинской армии с военной техникой и личным составом. «Мы готовы отразить агрессию», - подчеркнул министр.
Как сообщил помощник командующего Коллективными силами по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского конфликта Владимир Иванов, за последнее время пролеты грузинских летательных аппаратов над территорией Южной Осетии приобрели «систематический и провокационный характер». Эти полеты противоречат положениям документов от 30.07.2002 года, определяющих статус этой территории, заметил Иванов.
Около 40% территории Южной Осетии контролирует грузинская сторона, остальную часть - власти в Цхинвали. С 1994 года в зоне конфликта находятся три батальона миротворцев - российский, грузинский и североосетинский по 500 человек каждый.