О том, что результаты референдума не будут признаны ОБСЕ, ЕС, США, а также Молдовой и Украиной, стало известно задолго до дня проведения голосования. Впрочем, по мнению экспертов, и в самой непризнанной республике не рассчитывали, что референдум изменит статус Приднестровья.
Мировое сообщество явно демонстрирует политику двойных стандартов и показывает, что признает лишь то, что ему выгодно
Тем не менее, по словам члена комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Алексея Чадаева, работавшего наблюдателем на референдуме в Приднестровье, само население восприняло день голосования как национальный праздник.
– Люди дарили друг другу цветы, поздравляли с днем рождения страны, кричали «Россия! Россия!», – рассказал он журналистам.
С точки зрения качества проведения самой процедуры, референдум в Приднестровье, по словам Чадаева, может стать образцово-показательным для многих демократических стран. В частности, присутствовавшие в республике наблюдатели из нескольких стран не зафиксировали серьезных нарушений.
– Люди были едины в своем выборе, речь шла даже не о союзе с Россией, а о праве живущих там людей быть русскими, – считает он.
По мнению научного руководителя АНО «Центр исследований постиндустриального общества» Владислава Иноземцева, итоги референдума отразили позицию общества, однако никаких политических последствий они иметь не будут, и косовский прецедент мало применим к Приднестровью.
– Ситуация с Косова скорее похожа на ситуации в Абхазии и Осетии, – считает он, поясняя, что, в отличие от Косова, в стремлении Приднестровья к независимости нет национальной окраски, так как численность проживаемых в республике русской, украинской и молдавской диаспор примерно одинакова.
С тем, что итоги референдума ничего не изменят, согласна эксперт Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова.
– Референдум для непризнанного государства – это просто способ заявить о своей позиции всему мировому сообществу, – считает она и добавляет, что Приднестровье в первую очередь борется за свою независимость, а не за союз с Россией. По ее мнению, приднестровский пример станет началом парада референдумов непризнанных республик.
Россия в свою очередь оказывается в сложном положении, считает эксперт, так как она поддерживала республику во время таможенной блокады и постоянно оказывала ей помощь, однако признать итоги референдума она не сможет.
– России нужно привлечь внимание западной общественности к проблеме непризнанных республик, потому что прежние методы решения этого вопроса показывают свою несостоятельность, – уверена она.
По словам политолога Владимира Горюнова, основным уроком прошедшего референдума является то, что ЕС, ОБСЕ и США продемонстрировали, насколько они не считаются с собственными демократическими декларациями.
– И даже то, что более 90% населения республики хотят быть независимыми, не является основанием для мировых организаций изменить свое решение о нелегитимности референдума, – считает он.
Таким образом, убежден политолог, мировое сообщество явно демонстрирует политику двойных стандартов и показывает, что признает лишь то, что ему выгодно.
– По логике мирового сообщества получается, что для того, чтобы вас признали, нужно захватить территорию, провести там национальную чистку, и потом с оружием в руках эту территорию защищать, – заявил Горюнов.
В то же время он отметил, что сама российская элита не готова для принятия таких решений, как присоединение к России одной из признанных или непризнанных республик. Что в свою очередь вызывает разочарование населения, выступающего за союз с Россией. И если ситуация не измениться, Приднестровье может повторить судьбу Прибалтики.
– Для прохождения порога отторжения идеи единства с Россией Приднестровью остается лет пять, Украине еще меньше, – рассказал он газете ВЗГЛЯД.
Он также отвернул идею того, что референдум был проведен в качестве начала предвыборной кампании действующего президента Приднестровья Игоря Смирнова.
– Смирнов и так 15 лет выступает в образе главного борца за независимость и воссоединения с Россией, поэтому для получения нужного результата во время выборов в президенты ему не нужно проводить никаких референдумов, – считает он и добавляет, что если команда президента действительно преследовала эту цель, то это является ошибкой смирновских аналитиков.