По данным ЦИК, только 2,3% приднестровцев поддержали объединение с Молдавией. В голосовании приняли участие 78,6% из 390 тыс. обладающих правом голоса жителей Приднестровья.
Референдум придает Смирнову имидж лидера нации, который шаг за шагом ведет республику к независимости
«Итоги референдума будут положены в основу нашей позиции на переговорах по приднестровскому урегулированию», – заявил ИТАР-ТАСС министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай. По его словам, «у России сегодня есть все возможности, чтобы учесть выбор жителей Приднестровья в своей внешней политике».
Однако в России заявили, что вопрос о возможности присоединения Приднестровья к России будет рассматриваться только в том случае, если Тирасполь официально обратится с такой просьбой к Москве. Такое мнение высказала первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. А первый заместитель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий подчеркнул, что в связи с референдумом складывается достаточно сложная ситуация. «Мы уважаем нормы международного права и суверенитет Молдавии, и вопросы возможного присоединения Приднестровья должны решаться в тесной взаимосвязи с руководством Кишинева», – подчеркнул депутат. Тем не менее он отметил, что считает реальной перспективу присоединения Приднестровья к России «в близком или далеком будущем».
В то же время США, Евросоюз, ОБСЕ, Молдавия и Украина уже объявили итоги референдума нелегитимными. Следившие за голосованием около 130 наблюдателей от общественных организаций стран СНГ и Европы назвали такую позицию «политикой двойных стандартов». В воскресенье вечером они представили собственное заключение, в котором утверждают, что «референдум прошел в соответствии с международными стандартами».
Эксперт Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов уверен, что ситуация вокруг Приднестровья сложилась патовая и в ближайшее время статус республики изменен не будет. «Евробюрократы не пойдут на признание законности референдума, несмотря на его однозначные итоги», – считает эксперт.
По мнению Власова, борьба за решение вопроса непризнанных республик ведется в информационном пространстве. В рамках этой борьбы проблемы Приднестровья, Южной Осетии и Косова увязываются в один блок, и создается впечатление, что судьба этих трех республик может быть похожей.
Стоит также отметить и важность референдума для действующей приднестровской власти и президента Смирнова лично накануне президентских выборов в республике. «Референдум придает Смирнову имидж лидера нации, который шаг за шагом ведет республику к независимости», – полагает Алексей Власов.
Заведующий аналитическим отделом Института военного и политического анализа Александр Храмчихин считает, что трудно предсказать последствия приднестровского референдума, поскольку практически никто в мире его не признает. Случай Приднестровья, по словам эксперта, является классическим примером того, как право наций на самоопределение плохо совмещается с принципом нерушимости границ. А в Приднестровье даже нации как таковой нет, вопрос является чисто политическим.
При этом результаты волеизъявления приднестровского народа будут влиять на позицию Европы в отношении косовского референдума. «Если бы не проблема непризнанных республик на территории бывшего СССР, то Косово давно бы получило независимость», – подчеркивает эксперт.