Но основной преградой референдуму и адекватной оценке его итогов является политика двойных стандартов, которую проводят США и Европейский союз. «По мнению Запада, одни народы имеют право на волеизъявление, другие – нет», – указывает Эдуард Кокойты, намекая на косовский референдум.
Лишены права голоса участники грузинских вооруженных формирований, принимавшие участие в агрессии против непризнанной республики
Президент напомнил, что в 1992 году референдум о статусе Южной Осетии уже проводился, но с тех пор пришло новое поколение, которое имеет право выразить свой взгляд на будущее республики. При этом отношение к референдуму Грузии и Европы является прямым свидетельством того, что плебисцит может иметь серьезные последствия. Европа должна сделать из южноосетинского волеизъявления серьезные выводы. В положительном исходе референдума Кокойты не сомневается. «Как бы ни менялись поколения, политические стремления народа остаются», – уверен президент непризнанной республики.
В референдуме примет участие и грузинское население Южной Осетии, кроме населения тех сел, которые контролируются Грузией. Также лишены права голоса участники грузинских вооруженных формирований, принимавшие участие в агрессии против непризнанной республики. В целом же грузинское население лояльно относится к местной власти и охотно получает южноосетинские паспорта, выдача которых началась в республике.
По мнению Эдуарда Кокойты, в отличие от Косова, где референдум о независимости признан Западом, Южная Осетия всегда действовала в соответствии с законами и международным правом. «Процесс развала СССР не завершен до тех пор, пока не будет определен статус Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, – указывает южноосетинский президент. – Почему Грузия и Молдавия не любят СССР, но любят установленные этой страной границы?»
Как считает Кокойты, аннулированием договора от 1922 года о вхождении в СССР Грузия просто вытолкнула Южную Осетию из своего состава. В настоящее время о непризнанной республике ничего не говорится и в Конституции Грузии. «Грузия сама толкает нас к независимости», – утверждает президент непризнанной республики.
Неприятным сюрпризом для Южной Осетии стали провокации со стороны Грузии, которые стали проходить ежедневно в условиях подготовки к референдуму. Грузия сама, несмотря на международные договоры, нарушила воздушное пространство непризнанной республики. Более того, грузины заявляли, что на борту обстрелянного вертолета был американский сенатор с женой. Американцы сначала это опровергли, но потом американский посол вновь поднял эту тему. «Такое впечатление, что Грузия пытается использовать американцев в качестве живого щита», – удивлен Эдуард Кокойты.
В инциденте с вертолетом ярко проявилась политика двойных стандартов со стороны Запада. «Почему стрельба по вертолету – это преступление, а обстрел этим вертолетом детского сада и похоронной процессии – нет?» – задаются вопросом в Южной Осетии.
При этом грузинские провокации, по свидетельству Эдуарда Кокойты, показывают настоящую ненависть к осетинам со стороны грузинских войск. Так, на теле убитого южноосетинского милиционера были обнаружены следы от укусов. «В спецназ Грузии набирают людоедов или у них что-то происходит с психикой после обучения у западных инструкторов?» – недоумевает Кокойты.
Президент Южной Осетии также серьезно озабочен срывом сегодня заседания Смешанной контрольной комиссии. По мнению Эдуарда Кокойты, потенциал переговорного процесса еще не исчерпан и у конфликта есть перспектива мирного урегулирования. «Нужно уходить от ожесточенных споров и искать компромисс», – предлагает грузинской стороне президент непризнанной республики.
Россия, которую на Западе хотели бы обвинить в инициировании всех процессов в Южной Осетии и Приднестровье, никакого отношения к проведению референдума, по свидетельству южноосетинского президента, не имеет. Но Эдуард Кокойты не исключает последующего присоединения к России.