Теория о столкновении цивилизаций вот уже несколько лет как перекочевала из академических учебников в международную реальность. С тем, что мир оказался на грани раскола по религиозному признаку, полностью согласны и во внешнеполитическом руководстве России.
Развитие отношений между Россией и исламскими государствами является одним из приоритетов российской внешней политики
Вопрос в том, какую роль может сыграть наша страна, дабы смягчить противостояние Запада и Востока, а вместе с ним двух мировых религий и систем мировоззрения - христианства и ислама. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует оглянуться в историческое прошлое, считает Вениамин Попов. Если это сделать, то окажется, что всплеск радикальных настроений в исламском мире оказался вовсе не случайным.
«На самом деле происходит естественный исторически обусловленный процесс», - говорит посол. На смену европоцентризма, а проще говоря, доминирования европейских стран на международной арене, приходит вполне естественное желание остальных государств также заявить о своей силе. «Происходит перераспределение сил – хотим мы этого или нет, но это объективный процесс», - заметил Попов.
Прибавим к этому неравномерное развитие всех стран, а также старые неурегулированные конфликты и получим основу для зарождения радикализма, а вместе с ним и новых противоречий. «Тем не менее в разрешении конфликтных ситуаций международное сообщество должно исходить из признания уникальности каждой отдельно взятой цивилизации», - в которой раз озвучил Попов официальную позицию МИД.
В то же время, признавая право всех стран на равноправный диалог, посол заметил, что «ситуации, в рамках которых какие-либо государства стремятся использовать религию в качестве орудия в политических целях, недопустимы». Однако это не означает, что на грубую силу следует отвечать тем же.
«Избежать столкновения цивилизаций позволит лучшее знание и понимание друг друга», - считает Вениамин Попов. И в этом направлении Россия предпринимает наиболее активные шаги. Ситуация с урегулированием ливано-израильского конфликта в данном случае стала наиболее наглядным подтверждением настроя МИД на мирное разрешение. «Россия активно выступает за скорейшее выполнение резолюции СБ ООН по Ливану и будет продолжать активную работу на Ближнем Востоке», - подчеркнул Попов.
Кроме того, позиция нашей страны по оказанию помощи Ливану была продемонстрирована, когда было направлено большое количество гуманитарной помощи в эту страну через Сирию и Кипр, напомнил дипломат. Россия и дальше будет делать все возможное, дабы не допустить международных конфликтов на основе противостояния по религиозному признаку.
«Развитие отношений между Россией и исламскими государствами* является одним из приоритетов российской внешней политики», - подчеркнул Попов. Именно в этом направлении работает недавно созданная группа стратегического видения «Россия и исламский мир», которую возглавляет экс-премьер-министр России, а ныне глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. В начале сентября в Нижнем Новгороде также пройдет форум «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество» в рамках председательства России в Комитете министров в Совете Европы в этом полугодии, рассказал Попов.
«С учетом многоконфессиональности Ливана исключительно важно уладить конфликт политическими средствами и не допустить возобновления военных действий и гражданской войны», - подчеркнул дипломат. В этом контексте урегулирование ситуации в республике станет, по его словам, испытанием для международного сообщества. Тем не менее такой мирный настрой не означает, что Россия будет закрывать глаза на деятельность арабских террористических организаций.
Отвечая на вопрос о том, как в недавно составленном списке таких организаций оказались «Братья-мусульмане*», Попов заявил, что в данном случае Россия исходила исключительно из соображений своей внутренней безопасности. «Это внутреннее российское дело, - подчеркнул дипломат. - Это также означает, что кто-то из таких «братьев-мусульман» был пойман на территории нашей страны с террористической инициативой».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ