Организовали лекции по политологии партийцы из «Единой России» и руководство издательства «Европа», скоро год занимающееся изданием политлитературы. В субботу организаторы открыли Дни русской политической культуры. Как выяснилось накануне, в течение месяца «дни» должны будут «утвердить в общественном и политическом сознании российского общества понимание основ русской политической культуры». Первым просветить сознание россиян досталось Андрею Кончаловскому. Известный кинорежиссер прочел лекцию о русской политической мысли.
Русскому человеку свойственно саморазрушение. Он будет молчать и терпеть
Сразу предупредив, что лектором не является, г-н Кончаловский углубился в историю. Из обильного цитирования историка Ключевского, философа Чаадаева, революционера Герцена и собственных размышлений режиссера выяснилось, что «политическая мысль – это мысль, как захватить власть».
«Политическая мысль связана с анализом политической ситуации. Она неотрывно, конечно, так же как с политикой, связана с экономикой, социологией. И вот отсюда и возникает, собственно, та самая политическая мысль, которая должна определять вектор развития и действия власти и политики в той или иной стране, внутри и вне ее», – расшифровал собственную мысль кинорежиссер и подошел к главному. Оказалось, после того как марксизм сменил ленинизм, русская политическая мысль как бы перестала существовать.
Ленинизм режиссер отверг сразу, объявив: «Это была победа мистики над научной мыслью». А вот к марксизму подошел с большим трепетом. «Поскольку марксизм отвергнут, на сегодняшний день политическая мысль отсутствует. Именно марксизм предлагал саму политическую науку», – объявил лектор и заметил, что «тогда» решения правительству готовили целые институты.
Далее оказалось, что сам Андрей Кончаловский хочет «разбудить наше сознание». «Вот что сегодня происходит в главной партии? На сегодняшний день дискуссии в партии «Единая Россия» нет! Я не слышу, чтобы появлялись острые противоположные идеи! – пожурил сидящих в первом ряду партийцев режиссер, добавивший к озвученным претензиям в адрес единороссов еще одну: – На сегодня элита не является духовным пастырем народа».
Пока элита думала, как ей стать пастырем, Андрей Кончаловский переключился на интеллигенцию. «Интеллигенция всегда была в роли отщепенца! Очень глубоко у нас в сознании, что власть – она всегда против нас», – возмутился режиссер, объяснивший, что в обществе почему-то принято, что, если ты не борешься с властью, ты – не интеллигент.
Затем г-н Кончаловский переключился на народ. Выяснилось, что в обществе у нас всегда было чрезмерное поклонение перед западной политической мыслью («Хотя у Запада на самом деле проблем выше головы»), а сами мы привыкли жить в общине («Не в первобытно-общинном строе, конечно, но в общинном»).
«Русскому человеку свойственно саморазрушение. Он будет молчать и терпеть, – расстроился режиссер, напоследок не оставивший без критики правительство: – В принципе все программы у нас направлены на это – то, что человек будет терпеть». Терпение народа Андрей Кончаловский проиллюстрировал примером из жизни. По данным режиссера, каждый второй крестьянин Саратовской области заявил, что ему не нужен туалет в доме. «Каждый второй! – для веса повторил лектор. – И это народ, давший миру великих мыслителей!»
Лечить такой народ, правительство, интеллигенцию и элиту Андрей Кончаловский предложил одним: «Надо вернуть марксизм в поле политической дискуссии». Под марксизмом, насколько смогли уловить слушатели, режиссер имел в виду треугольник «власть – общество – наука».
Такое понимание марксизма возмутило присутствовавших профессоров. «Вообще-то марксизм – это пропаганда абсолютного обнищания и классовой борьбы!» – не удержался один из преподавателей РГГУ.
«Это постулаты Маркса, но не марксизма», – парировал лектор. А на вопрос, куда же в таком случае должна идти Россия, честно признался: «Если бы я знал, куда нам идти! Я отнюдь не за то, чтобы у нас снова была одна идеология! Я – за научный подход!»
«Вы очень интересно высказались по поводу элиты. Думаете, пора ее менять?» – поинтересовался у Андрея Кончаловского, убегающего от преследовавших его профессоров, обозреватель газеты ВЗГЛЯД.
«Как менять? Рубить что ли головы? – нервно отреагировал режиссер. – Работать с ней надо!»