В рамках проекта «Медиакратия» состоялась интернет-пресс-конференция, главным вопросом которой стала тема «Инициативы бизнеса в реализации национальных проектов: образование и жилье». Борис Титов пообщался сегодня в режиме онлайн с молодыми региональными журналистами. В ходе разговора он ответил на 19 вопросов из 17 регионов России. Всего молодые журналисты прислали 30 вопросов. Комментируя значимость реализации национальных проектов, Титов отметил, что «национальные проекты – это стимулы развития нашей национальной экономики. И мы уже видим первые результаты национальных проектов».
Региональная копейка
Сегодня многие чиновники учатся принимать решения не кулуарно, а постоянно взаимодействуя с обществом
Журналисты отмечали, что АПК и «Доступное жилье» являются наиболее проблемными нацпроектами в плане реализации, потому что, в отличие от двух других («Здоровье» и «Образование»), непосредственно связаны с бизнесом.
Как отмечает Титов, не нужно забывать о системе стимулирования предложений, в частности, строительного комплекса. «В «Деловой России» мы этой проблемой озадачились и с помощью экспертов выработали свой взгляд на то, что должно делаться, чтобы жилье было доступным и при этом росло предложение», – рассказал Титов.
По его мнению, есть несколько возможных направлений. Первое – стимулирование развития строительного комплекса и снижение себестоимости строительства за счет специальной программы по внедрению новых дешевых технологий. То есть государство должно оказывать помощь развитию ипотеки с учетом концентрации на тех проектах, которые реализуются по трем-четырем основным инновационным технологиям.
Второе – надо стимулировать строительство арендного жилья, которое намного больше дает свободы передвижения, и прежде всего молодым людям, создает более эффективную возможность для решения социальных проблем с жильем. В-третьих, по мнению Титова, нужно по-новому строить программу по социальному жилью, а «все социальное жилье должно покупаться на рынке или государство само должно строить муниципальное жилье, которое не должно выходить на рынок».
Титов признал, что финансирование нацпроектов из центра в регионы строится по принципу «федеральный рубль приходит туда, где есть региональная копейка». Он пояснил, что это те регионы, «где губернатор понимает, что будущий уровень жизни зависит прежде всего не от того, сколько у него будет крупных проектов, а от того, как быстро будет развиваться средний и малый бизнес». По его словам, минусом в реализации нацпроектов является то, что не все губернаторы это понимают.
«Могу привести примеры: в Омске мы не любим работать, но надеюсь, что новая система назначений эту проблему решит. Хотя бы частично», – отметил он.
Лидеры образования
По мнению Титова, еще к одному позитивному моменту, которые несут национальные проекты, нужно отнести изменение сознания, приобщение к прозрачному механизму принятия решений. Сегодня многие чиновники учатся принимать решения не кулуарно, а постоянно взаимодействуя с обществом.
«Могу привести пример по проекту «Образование»: есть подпроект «Вузы», по которому выделены большие средства для финансирования новых инновационных программ в вузах. Сначала по привычке среди чиновников были попытки найти просто систему распределения этих денег между известными лидерами системы высшего образования. Но с созданием рабочей группы, куда вошли представители ректоров, общества и бизнеса, удалось сконцентрировать проект не на поддержке лучших вузов», – сказал Титов.
Комментируя национальный проект в области образования, Титов отметил, что в развитых странах существуют национальные лидеры образования, которых знают во всем мире, достаточно вспомнить Сорбонну, Оксфорд или Гарвард.
«В нашей стране, если мы хотим быть лидерами в сфере образования, тоже должны быть свои центры мирового класса. Для этого выбран Ростов и Красноярск, надеемся, что выбор был сделан правильно», – сказал Титов.