Сегодня Александр Лукашенко обратился к нации с ежегодным посланием. В отличие от российского лидера Владимира Путина, который в своем послании больше говорил о том, как нужно делать, Лукашенко рассказал, что делать.
Две беды
Лукашенко пообещал, что оппозиция может получить мандаты в органах местного самоуправления
Как считает Лукашенко, у Белоруссии две беды – давление Запада и рост цен на энергоресурсы. «На развитие Белоруссии негативно влияют в большей степени два основных фактора – это беспрецедентное давление со стороны Запада, постоянные угрозы применения санкций и других неадекватных, и я даже сказал бы, абсурдных, мер, а также увеличение стоимости энергоресурсов на мировых рынках», – сказал Лукашенко. Но прошедшие в марте президентские выборы «наглядно показали, что эти обстоятельства не выбивают нас из колеи, а, наоборот, сплачивают общество».
По его словам, «Белоруссия последовательно проводит политику по продвижению своих товаров, но делать это надо еще более агрессивно, в хорошем смысле слова». «Рынок должен регулироваться не «забором» на границе, а ускоренным внедрением прогрессивных технологий, выпуском отечественных товаров высокого качества по доступным ценам», – считает глава государства. Хоть Белоруссия и не является членом Всемирной торговой организации (ВТО), «мы уже давно живем по ее законам».
В качестве примера для подражания Лукашенко привел Китай. Именно «китайский вектор» теперь станет приоритетным для белорусской внешней политики. И не только потому, что «Китай разделяет и поддерживает многие наши политические шаги», а прежде всего потому, что грядет мировой обвал экономики. «Если продолжат дорожать энергоносители на мировых рынках, это может привести к обвалу мировой экономики», – заявил Лукашенко и добавил: «Ситуация в мире еще более неспокойная, чем была пять-десять лет назад».
«Налицо тенденция появления новых центров силы. На ноги встают Китай, Индия, страны Персидского залива, а также Латинская Америка. Главное – поднимается и Россия», – сказал Лукашенко. По его мнению, эти центры требуют все больших и больших прав. «Обостряется борьба между этими государствами, и не хотелось бы, чтобы это привело к жесточайшей конфронтации и, как это было не один раз в истории, к военному противостоянию», – сказал Лукашенко.
В связи с этим президент потребовал от Минобороны Белоруссии повысить бдительность. «Наше военное ведомство должно исходить из того, что мир неспокоен, – сказал Лукашенко. – Нам надо реально смотреть на вещи». Он потребовал от чиновников развивать военно-промышленный комплекс страны как высокотехнологическую отрасль. А предвосхищая критику Запада, сразу заявил, что «не следует усматривать в этом милитаризацию страны».
Подарок оппозиции
«Единение с Россией – это исторический выбор Белоруссии», – заявил Лукашенко (фото ИТАР-ТАСС) |
О сотрудничестве с Россией белорусский лидер тоже не забыл. «Единение с Россией – это исторический выбор Белоруссии», – заявил Лукашенко. При этом Лукашенко искренне считает, что две страны все ближе и ближе подходят к «оптимальной модели взаимодействия в рамках Союзного государства».
«Показательно, – сказал Лукашенко, – что мы перешли от решения исключительно организационно-правовых вопросов к конкретной работе в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения, налоговой политики и свободы передвижения». «В последнее время подписан пакет документов, направленных на то, чтобы снять ряд острых житейских проблем, волнующих людей», – отметил президент.
В конце своего послания Лукашенко вернулся к внутренним проблемам и сделал беспрецедентный подарок оппозиции. Он пообещал, что «оппозиция может получить мандаты в органах местного самоуправления», выборы в которые пройдут осенью. Так одарить оппозицию Лукашенко решил только потому, что «власть на местах плохо работает с людьми». «Пассивность депутатов в деле дебюрократизации наиболее остро проявляется в работе исполкомов, где царит формализм, волокита, бездушие, чванство», – заявил президент.
Но при этом Лукашенко намекнул, что «был бы не против», если бы в Белоруссии появилась прогосударственная партия. «Если в жизни сложится так, что появится партия, куда будет входить и наша политическая элита, я не буду этому препятствовать», – цитирует его слова ИТАР-ТАСС. На сам создавать партию Лукашенко не собирается.