Обсудить ситуацию с непризнанными государствами политологи собрались по причине выхода в издательстве «Европа» сборника «Восстание меньшинств: Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан».
Надо прекратить кошке отрезать хвост по кусочку и рубануть раз и навсегда
Обсуждение сразу замкнулось на территории бывшего СССР. Эксперты дискутировали о ситуации на Украине и в Крыму, Молдавии и Приднестровье, Грузии и Абхазии с Южной Осетией.
«Многие непризнанные республики не понимают политики России в их отношении», – заверил собравшихся вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев. Пояснив, что на Украине, к примеру, с приходом оранжевой власти начался «мягкий языковой геноцид», политолог пожаловался: «Россия на это не реагирует, а Европа делает вид, что этого не видит. Меня это изумляет!».
Эмоциональность Виктора Милитарева нашла понимание у одного из хозяев мероприятия – президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Политолог аккуратно заметил, что вообще-то непризнанные республики можно с полным правом именовать «самоопределившимися» и объявил: «Теперь языковая проблема на Украине именуется Евросоюзом «языковым сепаратизмом». То есть уже сам факт того, что я говорю по-русски, означает, что я сепаратист», – изумился собственным выводам Глеб Павловский и обратил в этой связи внимание собравшихся на истинные причины процессов.
Выяснилось, что вся история непризнанных национальных территорий связана со взаимоотношениями «двух мегапроектов – Евросоюза и России». Мегапроекты эти, само собой, обречены быть великими и перманентно находиться в центре конфликтов.
Причем, судя по словам политолога, надеяться в вопросе урегулирования конфликтов остается только на Россию – Евросоюз к разным национальным территориям применяет разные требования по вступлению в ЕС, и оттого международные организации вроде ЕС, НАТО и ООН доверия в этом вопросе не внушают. «Уже появилась целая индустрия имитации европейской идентичности», – пожурил ЕС Глеб Павловский, намекнув на разные требования Евросоюза к той же Украине и Крыму с русским языком.
Тем не менее российской власти эксперт посоветовал не спешить с признанием национальных территорий. В этой уверенности Глеба Олеговича поддержали зарубежные коллеги. «Почему, собственно, Россия должна определяться с непризнанными территориями?» – риторически поинтересовался молдавский политолог Владимир Брутер, заверивший, что на самом деле российские интересы никак не связаны с тем, будут или нет признаны непризнанные.
Такой поворот в дискуссии никак не входил в планы министра иностранных дел непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Валерия Лицкая. Он постарался убедить присутствующих, что для дальнейшего существования России нужно во что бы то ни стало определиться в обсуждаемом вопросе. «Надо прекратить кошке отрезать хвост по кусочку и рубануть раз и навсегда, – миролюбиво посоветовал он, добавив: – Это нужно, чтобы законодательно завершить распад СССР».
Но аргументы министра мало кого тронули. Член Общественной палаты Сергей Марков откровенно заявил на выступление гостя, что России признавать чью-либо независимость вовсе не обязательно.
А замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин еще и намекнул на деньги, сообщив, что действия Молдавии потребуют от каждого гражданина России финансовых затрат - из-за изменения стратегического равновесия. «К тому, кто вынимает деньги у тебя из кармана, а они будут Молдавией вынуты из карманов всех жителей России, отношение соответствующее. Так что цены на российский газ и действия Онищенко - это только начало, ждите продолжения», – пригрозил он.
«Ну что же, видимо, придется нам самим идти в метрополию, захватывать там власть, провозглашать свой особый статус, уходить и жить дальше», – только обреченно резюмировал на выпады российских политологов министр Лицкай. Правда, сроков намеченных революций не означил.