На Украине День дурака начали праздновать по меньшей мере за неделю до официальной даты. В чем жителям «незалежной» немало поспособствовали российские СМИ – к примеру, дружно рапортовав в день выборов о том, что блок Натальи Витренко «Народная оппозиция» набирает, согласно соцопросам, аж 15% голосов и выходит на третье место. Шутка одного из отечественных информационных агентств удалась на славу: ее на полном серьезе растиражировали едва ли не все средства массовой информации обеих стран.
Ближе к вечеру шутить начала и Юлия Тимошенко. Получив информацию о том, что, по самым предварительным данным, ее блок лидирует в предвыборной гонке, «оранжевая леди» сообщила прессе, что президент Виктор Ющенко уже поздравил-де ее с победой. Ближе к утру выяснилось, что подобного поздравления пани Юля лишь ожидала и потому, надо полагать, коротала ночь рядом с телефоном. Ющенко, впрочем, так и не позвонил.
Тараканьи бега как политический дискурс
Безудержный популизм г-жи Тимошенко в сочетании с не менее тотальной беспринципностью может спутать карты в любой момент, причем кому угодно
Если же говорить о реальных итогах выборов (равно как и том, что за этим последовало), то ВЗГЛЯД имеет все основания гордиться своей прозорливостью. Хотя ничего особо сложного в прогнозировании не было: расклад голосов был очевиден задолго до окончания их подсчета. Занявшая первое место Партия регионов почти в полтора раза оторвалась от БЮТ, а «правящая» партия «Наша Украина» на выборах откровенно провалилась (это, кстати, один из сюрпризов: предполагалось, что результат ющенковцев будет все же выше полученных на выходе неполных 14%). Что до блока Витренко, то 3%-ный барьер ему пройти так и не удалось (не хватило нескольких сотых процента), в отличие от социалистов и коммунистов.
Самое интересное начинается сейчас: как будет выглядеть «коалиция победителей», по-прежнему предсказать крайне сложно, – и здесь возможны любые варианты. Проблема заключается в том, что все лидирующие политические силы испытывают друг к другу, мягко говоря, противоречивые чувства. Каковые проще всего обозначить как ненависть и страх. При этом больше всего, судя по всему, боятся пламенную пани Юлю, которую один из московских аналитиков даже назвал «лисой в курятнике». Оно и понятно: безудержный популизм г-жи Тимошенко в сочетании с не менее тотальной беспринципностью может спутать карты в любой момент, причем кому угодно. При этом для нынешнего президента Тимошенко опасна и в роли премьера, и в роли лидера оппозиции. Так что варианты возможны самые разные – от оранжевой коалиции с Юлей-премьером до блока Ющенко – Янукович.
Кстати, не столь уж удивительным будет и появление коалиции БЮТ – Партия регионов – с г-жи Тимошенко станется, причем запросто. О возможности такого союза, кстати, упомянул и главный спонсор Партии регионов Ренат Ахметов, который на прошлой неделе наконец-то «вышел из тени», дав большую пресс-конференцию. В общем, тараканьи бега в самом разгаре – впору делать ставки.
Что до Грузии, то там, похоже, тараканьи увеселения и вовсе стали национальным видом спорта и по возможности продолжаются перманентно. В преддверии 1 апреля оппозиция провела митинг в центре Тбилиси, на котором собралось порядка 5 тыс. человек. Вроде и немного (ожидалось куда больше), но, напомним, примерно столько же оппозиционеров митинговали против Лукашенко в Минске. Правда, в белорусской столице имели место серьезные эксцессы, до чего в столице грузинской, по счастью, все же не дошло.
А вот до соглашения с Россией о выводе баз и военных объектов как раз дошло: оно было подписано на неделе в Сочи главкомом Сухопутных войск России Алексеем Масловым и замминистра обороны Грузии Мамукой Кудавой. При этом базу в Ахалкалаки предполагается вывести не позднее осени следующего года. Впрочем, если эскалация тараканьих бегов с участием оппозиции продолжится в Грузии и далее, еще неизвестно, что там через полтора года будет. Поговорку «Или я, или шах, или ишак» все помнят.
Меньше – лучше
Телеканал СТС лидирует по показателю CPP |
Незадолго до Дня дурака в СМИ появилась информация, которую многие готовы были принять за преждевременную первоапрельскую шутку. А именно – что на «больших» федеральных каналах рекламное время теперь стоит как бы не дешевле, чем на дециметровых. Казалось бы, очевидный парадокс, но факты вещь упрямая. Стандартным признаком медиаэффективности принято считать цену за пункт рейтинга (Cost Per Point, CPP), а по этому показателю со второго полугодия этого года (согласно прайс-листу компании «Видео Интернешнл») будет лидировать СТС (115 тыс. рублей), а второе и третье места поделят Первый канал и REN TV. Правда, прайс-лист «Видео Интернешнл» не учитывает рекламу на НТВ, но тенденция все же налицо (особенно с поправкой на то, что цены на рекламу на дециметровых каналах растут особенно быстро).
Причины этого явления, вообще говоря, достаточно очевидны. Если метровые каналы – своего рода «монстры», причем достаточно неповоротливые, то более мобильные «дециметровщики» могут себе позволить более четкое позиционирование на целевую аудиторию, что, разумеется, привлекает рекламодателя.
В неповоротливости часто обвиняют и партию власти – «Единую Россию», причем небезосновательно. Похоже, такая ситуация несколько надоела и самим единороссам – и потому в последнее время они развили недюжинную активность. Причем по самым разным направлениям – от контроля за исполнением национальных проектов до, к примеру, намерения вернуться к пересмотру пресловутой монетизации льгот.
Хорошо это или плохо?.. С одной стороны, имеет смысл опасаться эффекта «слона в посудной лавке». С другой стороны, административный ресурс ЕР (как в центре, так и в регионах) действительно велик, и вполне возможно, что действия властных партийцев действительно могут принести реальную пользу. С этим, пожалуй, согласятся даже недоброжелатели «Единой России».