«Если от повышения цен на газ для Белоруссии Россия решит все свои внутрироссийские проблемы – ради бога. Но я не думаю, что российское руководство пойдет на такие шаги по серьезному повышению цены на газ для Белоруссии», – заявил Лукашенко в пятницу.
Клятва на газе
Никто нас в состав России не гонит, и какие-то абсурдные предложения в обмен на газ не вносит
Президент Белоруссии категорически не согласен с тем, что, заявляя о повышении цены на газ Белоруссии, российская сторона пытается шантажировать белорусов в вопросах строительства Союзного государства.
«Мне, например, не предлагали какие-то уступки в союзном строительстве и не шантажировали ценой на газ, – цитирует Лукашенко «Интерфакс». – Если бы это было, то они бы президенту сказали: ты вступай в состав России, и цена на газ будет такая, как в России. Таких предложений не поступало и не поступит».
При этом Лукашенко пообещал сдержать клятву о суверенитете. «Я поклялся, что мы будем независимым государством и в состав другого государства входить не намерены. Да и в России знают, что это не лучший вариант, – сказал президент, добавив: – Никто нас в состав России не гонит, и какие-то абсурдные предложения в обмен на газ не вносит».
По словам президента Белоруссии, сейчас идут переговоры, «и никто не знает, какая будет цена».
Но предположения о стоимости российского газа у Александра Лукашенко есть. Президент напоминает о существовании белорусско-российского соглашения о равных условиях хозяйствования для субъектов хозяйствования двух стран. «Если цена в России на газ будет в три раза ниже, то они фактически вытолкнут нас со своего рынка, и таким образом будет нарушен главный принцип единого экономического пространства – принцип равных условий хозяйствования», – размышляет президент Белоруссии. «Если же Россия выходит из соглашения, то это совершенно иной случай, но Россия об этом не заявляла», – пояснил глава государства.
Александр Лукашенко уверен, что стоимость газа в Белоруссии должна быть такой же, как в России. «То, что цена будет расти, я говорил ранее. Но вопрос не в цене, цена должна быть такая, как в России, – считает президент. – Если в следующем году в России цена вырастет на 11%, то она должна вырасти на 11% и для Белоруссии». «Если будут неравные условия, то о каком союзном строительстве может идти речь?» – задается вопросом Лукашенко.
Переговоры по формированию цены на поставки российского газа в республику в 2007 году начнутся в мае. Белоруссия должна предложить Газпрому проекты, которые будут способствовать формированию «нормальной стабильной цены». В частности, Газпром интересуется проектом по созданию подземного хранилища газа, и до 1 июня специалисты российской монополии должны представить выводы о целесообразности реализации проекта. Также Газпром рассматривает проект по созданию совместного газотранспортного предприятия с Белтрансгазом.
Договоренность по ценам на газ для Белоруссии в 2007 году будет достигнута в течение 9 месяцев, пообещал в пятницу Александр Лукашенко.
Мнение белорусского президента разделяет госсекретарь Союза Беларуси и России Павел Бородин. «Если мы говорим о поднятии цен для Белоруссии, то и у себя должны поднять», – отмечал ранее Бородин.
Торг уместен
Заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявлял, что Газпром намерен продавать газ Белоруссии по общепринятой формуле цены (фото: ИТАР-ТАСС) |
Позиции Газпрома остаются неизменными. Монополия собирается поднять цены на газ для Белоруссии втрое – до европейского уровня, – начиная с 2007 года. Заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявлял, что Газпром намерен продавать газ Белоруссии по общепринятой формуле цены, зависящей прежде всего от конъюнктуры рынка и цен на корзину нефтепродуктов. В настоящее время Белоруссия платит 46,68 доллара за 1 тыс. кубометров.
Белорусская экономика выдержит повышение цены на российский газ на 10%, но не более, сообщил первый заместитель председателя Нацбанка Белоруссии Юрий Алымов, выступая в парламенте республики в четверг. По его мнению, Россия может относительно безболезненно для Белоруссии поднять цены только до уровня 51 доллар за 1 тыс. кубометров. Резкое повышение цен приведет к снижению валютной выручки, проблемам с обменным курсом национальной валюты.
А премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский вообще не согласен с тем, что действующая цена – не рыночная. «На 2006 год для Белоруссии цена на газ рыночная. Не 46,68 доллара за 1 тыс. куб. метров, как говорят журналисты, а почти 52 доллара», – ранее говорил премьер.
По оценкам аналитиков, белорусскому бюджету рост цен на российский газ обойдется почти в 2 млрд. долларов. «На самом деле Лукашенко приучает белорусскую экономику к повышению цен на российский газ, – сказал газете ВЗГЛЯД заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Ведь белорусские предприятия получают российский газ по цене, превышающей 100 долларов за 1 тыс. кубометров. Разница идет в президентский фонд, из которого финансируются различные социальные программы. Так что предприятия значительно лучше готовы к повышению цен, чем кажется. С другой стороны, возможно сокращение поступлений в фонд президента и уменьшение объемов финансирования социальных программ, но Лукашенко уже избирался, и поэтому здесь волноваться нечего».
Белоруссия пытается повлиять на Россию. В пятницу из-за несогласия белорусской делегации страны – участницы Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) не утвердили проект соглашения о едином рынке нефти и газа. Белорусская сторона предлагает предусмотреть в соглашении возможность повышения цен на нефть и газ пропорционально затратам на их транспортировку и реальным затратам на добычу.
«В силу того, что Белоруссия внесла в это соглашение дополнения, поступил ряд замечаний от других сторон, и было принято решение вернуть соглашение по нефти и газу на доработку», – сообщил в пятницу вице-премьер правительства Белоруссии Андрей Кобяков после прошедшего в Минске 27-го заседания Интеграционного комитета ЕврАзЭС. По его словам, белорусская сторона предлагает предусмотреть в соглашении возможность повышения цен на нефть и газ пропорционально затратам на их транспортировку и реальным затратам на добычу.
Торг уже начался, и времени у России и Белоруссии достаточно, констатирует Владимир Жарихин. «Вряд ли в данном случае повторится история, которая была с Украиной. В Москве и Минске обойдутся без ночных бдений. С одной стороны, Белоруссии некуда деваться от Газпрома, с другой – у белорусских властей найдутся свои весомые аргументы. Скорее всего, стороны сойдутся на компромиссе между предложениями Газпрома и Белоруссии», – говорит заместитель директора Института стран СНГ.
Между тем, по данным фонда «Общественное мнение», 56% граждан России поддерживают намерение Газпрома повысить цену на газ для Белоруссии, 19% полагают, что это неправильно, а 25% затрудняются с оценкой данной идеи. При этом 53% опрошенных убеждены, что из-за повышения тарифов российско-белорусские отношения ухудшатся.