Сначала депутаты запретили заниматься на иностранные деньги научной, педагогической и творческой деятельностью федеральным министрам. Идея настолько вдохновила народных избранников, что за соответствующие изменения в статью 11 закона «О правительстве» проголосовало 429 депутатов.
Министры готовы бесплатно отстаивать интересы страны на зарубежных конференциях и в международных институтах
Представляя законопроект, докладчик Александр Москалец объяснил: ограничить министров требуют интересы национальной безопасности. «Настает пора не только здорового самолюбия, но и служения Родине, – жонглировал громкими словами депутат. – А это означает, что любой руководитель такой же человек и гражданин, как и все. Но, в отличие от простых россиян, его действия должны отвечать интересам государства и общества».
По идее Москальца, интересы государства требуют оградить министров от любых соблазнов жить на деньги зарубежных инвесторов. «Положение у них особое», – таинственно произнес докладчик.
Им запретят не только читать лекции в зарубежных вузах и издавать мемуары на деньги иностранцев. Чиновники не смогут также занимать любые должности в наблюдательных и попечительских советах организаций с зарубежным капиталом. А значит, ни один заграничный научный или благотворительный фонд не сможет похвастаться, что в его руководстве заседает российский высокопоставленный чиновник.
«То есть теперь Швыдкой не сможет вести свою передачу на канале «СТС»?» – неожиданно поинтересовался первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. Подумав, Москалец ответил: «Может, но бесплатно».
В то, что все министры станут бессребрениками, не поверил Николай Гончар (фракция «Единая Россия»). «А если лекцию в Калифорнийском университете организует российская компания?» – спросил депутат. Москалец напомнил, что чиновник сможет получить гонорар, если это оговорено международным договором. «А вообще он сам должен заботиться о чистоте зарабатываемых денег», – посоветовал докладчик не искать обходных путей в законе.
Спор утомил представителя правительства в Госдуме Андрея Логинова. «Мы поддерживаем концепцию документа, – как-то устало сказал Логинов. – Члены правительства будут и дальше заниматься научной и педагогической деятельностью, но не рассчитывая на вознаграждение». Логинов уверен, что министры готовы бесплатно отстаивать интересы страны на зарубежных конференциях и в международных институтах.
Лояльность Логинова убедила депутатов в правильности принимаемых решений. Поправки в 18 федеральных законов, по которым аналогичный запрет распространяется на государственных и муниципальных служащих всех рангов, они рассмотрели уже в ускоренном режиме.
Содокладчик член Комитета по безопасности Алексей Волков добавил, что ограничения позволят ликвидировать возможность коррупции. В списке также оказались депутаты и сенаторы, губернаторы и мэры, судьи и прокуроры. Независимый депутат Сергей Попов спросил, почему в стороне остались управляющий делами президента и сотрудники ФСБ.
«Мы не стали распространять запрет на конкретные должности», – ответил Москалец. Олегу Малышкину (фракция ЛДПР) законодательные новинки оказались не по душе. «Так можно мне после работы частным извозом заниматься, а деньги за это не брать?» – «Можно, только не в период избирательной кампании», – парировал Москалец.
Смысл поправок остался непонятен Гончару. «Рублевку застроили от гонораров на зарубежные лекции? – засомневался депутат. – Может быть, лучше ловить тех, кто уклоняется от уплаты налогов?»
Москалец сделал вид, что не понял. «Что это за гонорары такие, что на них дачу можно построить на Рублевке? Я сам читаю лекции, но таких гонораров никогда не видел. Хотя я от них просто отказываюсь». Пораженные бескорыстием Москальца, за закон проголосовали 429 народных избранников.