О вероятности распада России политологи рассуждали в четверг за круглым столом, обозначенным как «Модели регионального автономизма: итоги года укрепления вертикали власти».
Время подключать
Один из экспертов предположил, что муниципальная реформа вырастит новый класс – «национальную буржуазию
Выбор темы для заседания в самом начале объяснил член Общественной палаты, один из ведущих ТВ-программы «Реальная политика» политолог Вячеслав Глазычев. «Слушания посвящены проблеме, оставшейся современной России в наследство от «парада суверенитетов» 90-х», – пояснил член палаты и отметил, что сегодня региональный сепаратизм «превратился в технологию шантажа федеральной власти со стороны местных элит, распоряжающихся региональными ресурсами и избегающими разговора о повышении эффективности их использования».
К регионам, в которых за минувший год проявлялись сепаратистские настроения, организаторы круглого стола отнесли Якутию, Алтай, Республику Коми, Петербург, Псковскую и Калининградскую области, Республику Мордовию, Марий Эл, Оренбургскую и Омскую области, и предостерегли от дальнейшей эскалации напряженности в этих регионах.
«Как бы нас не пугали, до развала России еще очень далеко», – успокоил собравшихся генеральный директор Института региональных проблем Максим Дианов, внимательно выслушавший коллегу Глазычева. Свое спокойствие политолог объяснил просто: сепаратизм обречен в силу того, что силовые структуры регионов слишком сильно зависят от федерального центра и слишком мало соотносятся с региональными властями. Впрочем, наличия сепаратизма в ряде субъектов РФ эксперт отрицать не стал.
Максим Дианов напомнил, что шансы стать конфликтными имеют регионы, конкурирующие между собой в экономической сфере. «Хочу напомнить самый известный конфликт – фактическое закрытие границ Северной Осетии на ввоз водочной продукции из соседних регионов», – проиллюстрировал свои опасения эксперт.
Сепаратизм культивируют
Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Любовь Глебова (www.ntann.ru) |
Один из экспертов предположил, что муниципальная реформа (в результате которой в этом году к регионам перейдут новые полномочия и немалые ресурсы) вырастит новый класс – «национальную буржуазию».
Развивать тему новой буржуазии как таковой член Общественной палаты политолог Вячеслав Никонов не стал, но тоже обратил внимание на повышение роли губернаторов: «С лета 2005-го маятник с бешеной скоростью начал двигаться в сторону децентрализации. Стало ясно, что доверенным губернаторам можно доверять значительно больше, чем подозрительным избранным. И это хорошо видно по цифрам бюджета этого года».
От излишнего оптимизма по поводу большого доверия губернаторам присутствующих предостерегла заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Любовь Глебова. «Готовность губернаторов воспринять ту роль, которую им готовит Центр, очень разная», – сообщила она и напомнила, что в результате муниципальной реформы губернаторам «напихали столько, что они пока осознать этого не могут».
«Впоследствии, когда поймут, что это еще и ответственность, они наверняка взмолятся и попросят забрать у них и полномочия, и деньги, но пока… – Любовь Глебова запнулась, подбирая политкорректное слово. – Пока у них в голове это не укладывается». Далее оказалось, что далеко не все регионалы не могут «уложить себе в голову» предстоящие перемены. Некоторые весьма неплохо ориентируются в происходящем и культивируют определенные мифы, в том числе о сепаратизме своих регионов, в сознании общества.
Пример последовал от гендиректора информационно-политического агентства «Слово и дело» Дмитрия Юрьева, который вспомнил Якутию с разгорающимся в ней скандалом вокруг федерализации крупнейшего алмазного предприятия «Алроса».
Мнение г-на Юрьева цифрами подкрепил руководитель исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин. «Никогда региональные элиты не смогут реализовать свои планы без общественного мнения, которое легализует все процессы», – выразил уверенность он и сообщил, что в соответствие с социсследованиями в ряде регионов «идентификация населения с крупной корпорацией зачастую сильнее национальной».
А некоторые региональные элиты намеренно поддерживают миф о сепаратизме в своем субъекте Федерации, чтобы выбить из Центра побольше. «Только 5-8% калининградцев допускают отделение от России», – красноречиво резюмировал эксперт.
«Думаю, никто из ответственных людей не возьмет сейчас на себя смелость сказать, что знает, какой путь необходим России», – фактически подвел итог дискуссии думский депутат Виктор Плескачевский. Поспорить с ним никто не решился.