Уже в грядущий понедельник у комиссии могут появиться две рабочие группы: по региональным вопросам и защите слова в местных СМИ, а также по электронным массмедиа. Региональное направление возглавит ведущий информационно-аналитической авторской программы «Зеркало» Николай Сванидзе. Проблемами телевидения будет ведать президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев.
Свобода регионального слова
В Туле, в обход существующих норм, был отключен единственный частный телеканал «Плюс 12
Львиную долю внимания комиссия Общественной палаты, ведающая проблемами СМИ, посвятит защите свободы слова в прессе. Об этом сегодня сообщил председатель нового подразделения ОП, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Он уверен, что в основном священную войну с цензурой придется вести на местных уровнях. «Общеизвестно, что в регионах существует проблема, когда региональные СМИ являются «пристяжными лошадками» руководителей регионов», – объявил Гусев.
С ним согласился известный журналист Николай Сванидзе, который возглавит рабочую группу по защите местной прессы от административного давления. По его словам, российским законом предусмотрена ответственность за вмешательство чиновников в дела прессы. «Мы с коллегами сделаем все, чтобы он применялся», – пообещал Сванидзе.
По мнению ведущего, федеральные власти заинтересованы в том, чтобы провинциальные массмедиа были независимы от местных лидеров и осуществляли своеобразный «народный контроль» над региональными чиновниками. «Чем более бесконтрольна местная власть, тем сильнее центробежная сила», – привел свои аргументы Николай Сванидзе.
Он рассказал о двух случаях, которыми в первую очередь собирается заняться комиссия по СМИ. В Калининграде скандал разгорелся вокруг телекомпании «Каскад», где сегодня на рабочее место не пустили главного редактора. А место генерального директора с подачи приближенных нового губернатора Георгия Бооса занял московский журналист Юрий Ряжский, который, по словам Николая Сванидзе, обладает «очень нечистой репутацией».
В Туле, в обход существующих норм, был отключен единственный частный телеканал «Плюс 12».
«Мы возьмем на себя проверку этих фактов, этих сигналов, – уверил Сванидзе. – Будем принимать соответствующие меры».
В Калининград, пояснил ведущий «Зеркала», видимо, пошлют эксперта, который разберется с ситуацией на месте и привезет московским коллегам полный отчет о происходящем.
А президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, который в комиссии будет заведовать рабочей группой по электронным СМИ, заявил, что он уже направил письмо губернатору Тульской области Вячеславу Дудке с просьбой прояснить положение канала «Плюс 12».
Павел Гусев, в свою очередь, призвал в письменном виде информировать комиссию по СМИ о «любом случае нарушения прав журналистов».
Николай Сванидзе напомнил, что Общественная палата – совещательный орган, поэтому никаких «административных мер» к нарушителям члены комиссии применить не смогут. Однако «общественники» обещают давать свою оценку различным событиям и, если понадобится, «ставить в известность силовые органы» о творящихся безобразиях.
Рекламная пауза
Эдуарда Сагалаева больше волнует закон о рекламе (фото Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
Не меньше умы членов комиссии занимает новый закон о СМИ. Как объяснил Гусев, уже существует «5-6 вариантов» этого документа. «Старый закон о СМИ мне очень нравится, – заверил председатель «медийного» подразделения ОП. – Но он принимался в 90-х, когда не было даже такого, например, понятия, как «владелец СМИ». По словам Гусева, в старом законе также практически не прописаны положения, касающиеся работы электронных СМИ, в том числе интернет-изданий.
«В принципе, отличный закон, но он нуждается в дополнениях», – поддержал коллегу Николай Сванидзе.
Эдуарда Сагалаева больше волнует закон о рекламе. По его словам, принимая «популистские поправки», касающиеся рекламы на телевидении, депутаты не представляют себе, к каким печальным последствиям они могут привести. Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев рассказал, что изначально в законе была норма, которая разрешала «очень дозировано» давать рекламу в детских программах. Рекламные блоки должны были идти не чаще, чем раз в 25 минут. Однако члены нижней палаты внесли поправку, которой увеличили «безрекламную» паузу до 40 минут. Таким образом, утверждает Сагалаев, они практически снова отменили рекламу в детских передачах. Но только реклама, говорит член комиссии по СМИ, принесет в «детский» сектор вещания те деньги, на которые возможно будет создавать фильмы и передачи для ребят.
Между тем взят курс на «изгнание» рекламы с голубых экранов. «Уменьшение объемов рекламы ударит по тем островкам независимого, частного телевидения, которые еще существуют», – сокрушается Сагалаев.
Как пояснил Павел Гусев, дать рекомендации к закону о рекламе «общественники» до его принятия, видимо, уже не успеют. А вот в другие документы они намерены внести свои коррективы.
По словам председателя комиссии по СМИ, глава Общественной палаты академик Евгений Велехов «сделал запрос на весь пакет законов, которые будут вноситься в Госдуму». В ближайшие дни Гусев надеется получить список законопроектов, касающихся медиа, которые члены нижней палаты намерены рассмотреть в течение весенней сессии. Эти бумаги он отправит на «общественную» экспертизу.
А пока на очередном заседании Совета Общественной палаты, которое состоится 30 января, главный редактор «МК» предложит коллегам поработать над законом о СМИ.