Решение утвердить единый партсписок из двух фамилий под брендом «Яблока» было принято подавляющим большинством голосов: 68 – за, 2 – против, 4 – воздержались. «Никаких разногласий не было», - прервал вопросы журналистов г-н Явлинский, выйдя к прессе через минуту после окончания съезда.
«Хотелось бы 20%»
Основная интрига была раскручена за два дня до общего сбора. Именно тогда эспээсовцы сообщили публике, что штурмовать МГД будут в составе «яблочного» партсписка
Как и в мае нынешнего года, на съезд делегаты СПС собрались в Октябрьском зале Дома Союзов. Главной темой для обсуждения стали грядущие выборы в Мосгордуму. Пару месяцев назад правые решили придать этому региональному мероприятию федеральный статус. После чего они постановили сформировать партсписок для участия в столичной избирательной кампании не на конференции московского отделения, а на общем съезде.
Основная интрига была раскручена за два дня до общего сбора. Именно тогда эспээсовцы сообщили публике, что штурмовать МГД будут в составе «яблочного» партсписка. Неясным в тот момент оставалось только одно: как распределятся места в первой тройке. Как писала газета ВЗГЛЯД, правые хотели поставить первым номером своего лидера Никиту Белых, а третью строчку отдать другому «хорошему человеку». «Яблочники» категорично заявляли, что главой общедемократической колонны станет нынешний представитель их партии в городском парламенте Евгений Бунимович, а второе и третье места по-честному разделят депутаты МГД от СПС Дмитрий Катаев и Иван Новицкий.
Однако сегодня выяснилось, что накануне съезда «в два часа ночи» зампреду «Яблока» Сергею Митрохину пришла в голову идея урезать первую тройку списка до первой двойки. Таким образом, разделить призовые места пополам будет значительно легче. Более того, обостренное чувство справедливости не позволило «яблочникам», под брендом которых демшеренга пойдет в МГД, отнимать у эспээсовцев лидирующую строчку в общем списке. Либералы согласились отдать ее правому Катаеву, а своего Бунимовича великодушно сдвинули на ступеньку вниз.
Правда, при всем уважении Дмитрий Катаев в качестве флагмана демократической колонны СПС не устраивает. Член федерального политсовета партии Борис Надеждин дипломатично объяснил это тем, что «даже в таком составе объединенный список возьмет 10%, но хотелось бы 20%». А пожелавший остаться неназванным влиятельный источник в СПС честно заявил газете ВЗГЛЯД, что «мышиные» двойки выборы не выигрывают». Другими словами, правые жаждут видеть в авангарде списка своего руководителя Никиту Белых. Белых в ответ обещает не становиться «локомотивом» и, в случае успеха на выборах, остаться работать в МГД. О том, что пост депутата городского парламента несколько не «комильфо» для председателя партии, претендующей на звание федеральной, эспээсовцы пока не задумываются.
Стариков сулит смерть СПС
Известный внутрипартийный оппозиционер Иван Стариков |
Никита Белых вообще разразился пламенной речью на эту тему, поведав делегатам, что он «не отец, а сын и солдат» русской демократии, поэтому «гордость не мешает» ему идти на уступки заклятому другу «Яблоку». При этом лидер СПС уверен, что, слившись в едином предвыборном порыве с либералами, правые сумеют сохранить лицо. «Мы не отказываемся от своих убеждений, - гипнотизировал коллег по партии Белых. – Я убежден, что на выборы в Мосгордуму надо идти с «Яблоком» и своей идентичности мы не потеряем». После чего напомнил присутствовавшим, что «самая высокая идентичность – на кладбище», где каждый «лежит под своей плитой».
Правда, не все эспээсовцы считают, что партийная «идентичность», под которой подразумевают в первую очередь свойственную СПС консервативную правую идеологию, такая уж большая ценность. В беседе с обозревателем газеты ВЗГЛЯД бывший председатель совхоза «Елбанский», а ныне известный внутрипартийный оппозиционер Иван Стариков заметил, что «бренды СПС и «Яблоко» исчерпали себя». И хотя большая часть его товарищей по партии уверена, что в нынешних условиях настоящая оппозиция может быть только правой и леветь СПС нельзя, Стариков утверждает, что пришло время не только «провести реорганизацию бренда», но и «ослабить идеологические позиции». «В воздухе висит спрос на оппозицию, предложения нет, - уверен Стариков. – Мы должны расширить идеологические рамки».
Слияние СПС и «Яблока» на городских выборах, по мнению эспээсовца, может стать началом для создания Объединенной демократической партии. Внутри нее Стариков предлагает создать фракции по левым и правым интересам. Такая монструозная конструкция с разнонаправленными, но демократическими крыльями, по словам правого, способна получить поддержку 25-30% избирателей.
Обвинение Гайдара
Борис Немцов |
Видимо, памятуя об этом, негласный лидер и главный спонсор СПС Анатолий Чубайс крайне осторожно комментировал вопрос об участии правых и либералов в городских выборах по общему списку. «Кажется, – кажется! – наметилась возможность сделать что-то совместно. Кажется, впервые мы можем сделать что-то не в виде «ля-ля», а в виде реального дела», - поведал Чубайс. Он также заметил, что хотя выборы в МГД важны и сами по себе, но в не меньшей степени они значимы как репетиция думской кампании 2007 года. «Принимая решения в 2005 году, надо думать о 2007 годе. Демократическая фракция в Госдуме 2007 года может оказаться единственным источником либерализма в стране», - пояснил главный российский энергетик.
Единственным, кому категорически не понравилась идея слияния с «Яблоком», оказался видный партиец Егор Гайдар. Он уверен, что объединение «в том виде, в котором оно принято, ошибочно и политически ущербно». Но раз давать делу обратный ход уже поздно, то соглашаться на эту авантюру можно, только если Никита Белых все же станет первым номером списка.
Однако правые всерьез опасаются, что либералы будут настаивать, чтобы лидером единой колонны стал депутат МГД от СПС Дмитрий Катаев. Кроме того, известный непредсказуемым нравом «яблочный» вождь Григорий Явлинский в последний момент может выставить какое-нибудь новое дополнительное и абсолютно неприемлемое для другой стороны требование. Поэтому эспээсовцы решили подстраховаться и сформировали собственный «запасной» список.
Первым номером в нем значится Никита Белых, вторым - представитель правительства в Конституционном суде, известный адвокат Михаил Барщевский. Третье место занимает ведущая телеканала REN TV Ольга Романова.
Хотя правые утверждают, что их желание видеть Белых во главе общей демшеренги носит «рекомендательный» характер, фактически они поставили «яблочникам» ультиматум. Не отдадите первую строчку Белых – не получите единого списка. Теперь слово за «яблочниками». Скорее всего у них за пазухой тоже припасены сюрпризы.
«Мы не можем похвастаться любовью»
Валерия Новодворская |
Тем временем простые «яблочники» томились в ожидании в зале московского Дома композиторов. Во время ожидания появлялись слухи из лагеря СПС о том, что на первое место правые собираются делегировать либо Дмитрия Катаева, либо Ивана Новицкого. Кандидатура первого вызвала у «Яблока» бурную радость, поскольку г-н Катаев давно слыл «прояблочным эспээсовцем». Что же до Ивана Новицкого, то его имя вызвало раздражение сразу у ряда «яблочников». «Да он же уйдет в «Единую Россию», если его выберут!» - негодовали партийцы в кулуарах. По иронии судьбы явившиеся из кафе лидеры принесли с собой решение, вызвавшее 4-часовое обсуждение. Было предложено утвердить первым в списке эспээсовца Ивана Новицкого, вторым «яблочника» Евгения Бунимовича.
Процесс убеждения в правильности именно такого решения проходил за закрытыми дверями. Оно вызвало неоднозначную реакцию, некоторые пикантные подробности обсуждения стали известны газете ВЗГЛЯД. Более всего негодовала Галина Хованская. «Мы тогда получили предательство и сейчас хотим того же самого?» - срывалась на крик депутат, вспоминая договоренности между СПС и «Яблоком» на прошлых выборах и намекая на неоднозначность кандидатуры Ивана Новицкого. Партийцы тем временем выходили из зала все более невеселыми. Затягивающиеся дебаты не сулили ничего хорошего, а негативные выступления наводили на темные мысли. «Если мы теперь разбежимся, то это будет конец», - жаловались партийцы прессе.
Последним аргументом в процессе убеждения, как выяснила газета ВЗГЛЯД, стали речи договорившихся в «Пушке» лидеров. «СПС выбрало Новицкого. Я не мог настаивать на другой кандидатуре. Не мог же я сделать так, чтобы мне было лучше, а всем – хуже!» - убеждал своих однопартийцев Григорий Явлинский. «Я не агитирую! Но вы сами поймите: это решение другой партии!» - сдался он. На подмогу г-ну Явлинскому пришел Никита Белых: «Мы действительно не можем похвастаться взаимной любовью. То, что «Яблоко» и СПС не могут договориться, – у нас в подкорке, - откровенно признался он и, помолчав, добавил: - Именно поэтому сам факт нашей взаимной договороспособности – главное достижение».
Речи ли Явлинского и Белых или иные силы повлияли на «яблочников», но после выступлений лидеров решение утвердить список из двух фамилий было принято подавляющим большинством голосов: 68 – за, 2 – против, 4 – воздержались.
Изможденные Белых и Явлинский вышли к прессе минуту спустя: «Никаких разногласий не было», - прервал вопросы журналистов г-н Явлинский. Никита Белых согласно закивал. Чувствовалось, совместная борьба разбудила в двух лидерах чудеса взаимопонимания.