Напомним, что два дня назад на лентах информагентств (в частности на официальной ленте «Синьхуа») публиковались заявления со ссылкой на официального представителя МИД КНР Лю Цзаньчао: Китай намерен «серьезно рассмотреть» вопрос о направлении своих войск в южные районы Киргизии.
У Китая три врага
Исполняющий обязанности президента Киргизии Курманбек Бакиев (фото ИТАР-ТАСС). |
Лю Цзаньчао таким образом прокомментировал сообщения некоторых китайских СМИ о том, что и.о. президента Киргизии Курманбек Бакиев заявил, что Киргизия в связи с наплывом беженцев из Узбекистана нуждается в размещении в южных районах войск стран-участников Организации договора о коллективной безопасности, а также Шанхайской организации сотрудничества, в которую входит и Китай. Представитель китайского МИД заявил, что пока у Китая не было опыта размещения войск в чужой стране, однако подобный шаг «может оказаться полезным для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» - «тремя врагами», борьбу с которыми Пекин возвел в ранг государственной политики.
Однако товарищ Лю несколько слукавил. Китай имеет немалый опыт размещения войск за рубежами Поднебесной. Если не вдаваться в дебри средневековой истории, можно вспомнить хотя бы «Корпус китайских народных добровольцев», который в 1951 году переломил ход войны в Корее. Припоминается также присутствие китайских военных специалистов во Вьетнаме, Танзании и Сомали. И ближе – в Албании времен правления Энвера Ходжи. Еще примеры? Индия и Бирма, где на части территорий Народно-освободительная армия Китая (НОАК) чувствует себя как дома.
За более чем тысячелетнюю историю китайской дипломатии случайных «оговорок» не наблюдалось – подобное не вписывается в рамки традиций последней в мире настоящей империи.
«Все страньше и страньше…»
Министр иностранных дел России Сергей Лавров (фото ИТАР-ТАСС). |
Очевидно, что опровергнутое заявление должно рассматриваться как «последнее китайское предупреждение США» – Китай не намерен терпеть усиления влияния сторонних сил в регионе. Тем более что Бишкек устами и.о. президента республики г-н Бакиева вроде бы приветствовал военное присутствие в стране сил Организации Договора о коллективной безопасности (во главе с Россией) и Шанхайской организации сотрудничества, которую основали Россия и Китай.
Между тем, сразу после опровержения китайской стороны, с аналогичным заявлением выступила сторона киргизская. В интервью «Российской Газете» исполняющая обязанности министра иностранных дел Роза Отунбаева сказала: «Я авторитетно заявляю, что мы не ставили этот вопрос».
Возможно, что странные на первый взгляд дипломатические шаги были согласованны в двухстороннем порядке Пекином и Бишкеком, но при этом как-то потерялись интересы Москвы и Вашингтона. Напомним, что американский и российский контингенты уже присутствуют в республике. Более чем сдержанная реакция США и РФ на китайский демарш свидетельствуют в пользу данного предположения.
Между тем, вопрос о расширении военного присутствия в регионе стран – участников ШОС возможно будет вновь поднят в самое ближайшее время, однако согласовываться он будет в расширенном составе. Такой вывод можно сделать из сегодняшнего заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова, озвученного им по прибытии в Астану, где и состоится встреча. По его словам: «Главной темой ближайшего заседания глав внешнеполитических ведомств ШОС станет борьба с новыми вызовами и угрозами. Недавние события в Центральной Азии заставляют уделить особое внимание вопросам поддержания мира, безопасности, порядка и стабильности. Это является важнейшим условием для свободного и демократического развития стран региона», - сказал Лавров.