Политика

3 ноября 2005, 21:31

Порт в Петербурге будет на искусственном острове

Фото: ИТАР-ТАСС

Проект намыва 450 гектаров территории Васильевского острова Санкт-Петербурга для строительства пассажирского порта привел к острому конфликту. Жители протестуют, власти Петербурга разводят руками, экологи бьют тревогу, а лоббисты проекта во главе с депутатом от «Родины» Виталием Южилиным продолжают подготовку к запуску строительства. Тем временем объем финансирования проекта «Морской фасад Санкт-Петербурга» оценивается в 1,5-2 миллиарда долларов.

По большому счету, скандалы начались почти сразу же после появления в прессе первой информации о планируемом намыве и строительстве на образовавшейся территории пассажирского терминала. Неясной была, прежде всего, стоимость работ, колебавшаяся, согласно различным источникам, от 500 миллионов до 2 миллиардов долларов. Столь же запутанной выглядела ситуация с юридическими лицами, стоящими за проектом. Долгое время в их качестве фигурировали малоизвестные офшоры, и даже отвечающий за инвестиционную политику вице-губернатор Юрий Молчанов одно время утверждал, что не знает, кто владеет оператором проекта ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга».

«Родина» держится за фасад

Совершенно не удивительно, что жители острова стали проявлять недовольство

Однако вскоре журналисты смогли помочь Юрию Михайловичу определить персоналии его деловых партнеров. Их стараниями выяснилось, что учредившие «Морской фасад» офшоры «Квантум Петролеум», «Порт Арктур» и «Монокор» входят в группу компаний First Quantum, соучредителем которой является депутат Государственной думы Виталий Южилин.

Как известно, Виталий Южилин сейчас входит в число хотя и не публичных, но, тем не менее, наиболее влиятельных лидеров «Родины». Поэтому совсем неудивительно, что самыми твердыми сторонниками проекта выступили представители именно этой партии. Так, из пяти членов постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Петербурга, одобрившей проект, четверо оказались членами фракции «Родина». В ней же состоит и председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Владимир Барканов, чьими стараниями была создана общественная приемная проекта.

Интересно, что в данном случае петербургской «Родине» оказалось не нужно колебаться между революционной фразеологией своего московского руководства и собственной лояльностью городской администрации. Смольный изначально поддержал проект, его нынешняя хозяйка Валентина Матвиенко неоднократно лично высказывалась в его пользу.

Однако жителей Васильевского острова, похоже, эта агитация не убедила. Возникшее в их среде движение «ЗОВ» («Защитим остров Васильевский») провело несколько митингов и пикетов против готовящегося строительства и собрало свыше 7 тысяч подписей. Оппоненты из «Родины» и городской администрации немедленно объявили происходящее происками враждебных партий, но в действительности ситуация сложнее. Действительно, городские депутаты от «Яблока» и леволиберального крыла СПС требуют исключить проект из Генплана Санкт-Петербурга, а рядовые яблочники, лимоновцы и антиглобалисты участвуют в акциях ЗОВа. Но в реальности оппозиция скорее присоединилась к протесту островитян, чем возглавила его.

Нагнетание страстей

Депутат Государственной думы Виталий Южилин (www.russia-today.ru)

Вряд ли проживающим в Василеостровском районе понравилось, что окна их квартир теперь будут выходить на гигантскую стройку, да плюс еще рядом пройдет Западный скоростной диаметр с бесконечным потоком машин. Покупая жилплощадь в тихих зеленых кварталах, они совсем не рассчитывали на подобный вариант, а теперь и переехать стало проблематично. В связи с изменением условий снижается стоимость квартир, и продавать их придется едва ли не в убыток себе. Что же до компенсаций, то в общественной приемной сообщили: ничего подобного не предусмотрено.

Немало способствовала нагнетанию страстей и появившаяся в прессе информация о возможном строительстве на намытой территории не только пассажирского, но и грузового терминала. Правда, заместитель председателя Комитета по инвестициям петербургской администрации Николай Асаул заявил, что грузовые перевозки в данном проекте не предусмотрены. Однако глава администрации Василеостровского района Александр Исаев, сперва сказав то же самое, завершил свое выступление неуверенной фразой «но гарантий нет». Аналогичная неразбериха наблюдалась и вокруг скоростного диаметра. Первоначальные утверждения о его прохождении через тоннель были опровергнуты тем же Асаулом в телепередаче «Человек в большом городе».

Совершенно неудивительно, что жители острова стали проявлять недовольство, а затем к ним присоединились и желающие повысить свой рейтинг оппозиционные партии. Да и не только оппозиционные. Например, против идеи «искорежить фасад города этой транспортной магистралью» резко выступил председатель комитета Госдумы по собственности член «Единой России» Виктор Плескачевский.

Нужен ли Петербургу новый порт?

Председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Владимир Барканов (stroypress.spb.ru)

Разумеется, организуя коммерческий проект стоимостью 2 млрд. долларов, руководствоваться исключительно мнением обывателей и оппозиционных политиков не стоит. Однако к настоящему времени развитие конфликта поставило ряд вопросов, на которые «Морской фасад» и «Родина» пока не могут ответить.

Прежде всего это вопрос оценки проекта с точки зрения экологии. В настоящее время общественности представлены лишь заключения депутатской комиссии, которую трудно назвать беспристрастной из-за принадлежности к «Родине» большинства ее членов. Еще существует заключение Международной академии экологии безопасности человека и природы, но его вряд ли можно считать серьезным аргументом. В тексте на четырех страницах лишь одобряется намерение построить морской терминал, но непосредственно проект не оценивается, и какие-либо упоминания о западном скоростном диаметре тоже отсутствуют.

Кроме того, не очень понятно, насколько вообще Петербургу нужен пассажирский терминал. Организаторы строительства утверждают, что он необходим для развития морского туризма, но разве количество посещающих город туристов растет? Скорее наоборот: если в прошлом году услугами морских паромов и круизных лайнеров воспользовалось 3,1 миллиона человек, то в этом году их вряд ли будет много больше двух миллионов. Слабо развитая туристическая индустрия, рост сборов за вход в петербургский порт, поднявшихся с начала года на 82%, и повышение расценок на обслуживание делают бывшую столицу империи не самой привлекательной для зарубежных гостей.

В настоящее время шведская компания Silja Line объявила о продаже единственного парома, обслуживающего круизный маршрут Петербург – Хельсинки, по причине нерентабельности. Есть основания предполагать, что скоро ее примеру последуют конкуренты, после чего деятельность «Морского фасада» окажется и вовсе непонятной. Может быть, суть ее знает нынешний президент компании Шавкат Кары-Ниязов? Ведь, помнится, именно его фамилия всплывала в уголовном деле о хищении средств и преднамеренном банкротстве ОАО КБ «Первый городской банк». А сейчас речь идет не только о риске частных инвесторов, но и о возможном изрядном уроне для государства.

Хотя первоначально Владимир Барканов опровергал участие в проекте бюджетных средств, председатель движения «ЗОВ» Юлия Быстрова представила журналистам распоряжение правительства № 512-Р, где указывалась сметная стоимость планируемых к постройке объектов федеральной собственности – 5739,38 млн. рублей. Реально государственные расходы могут оказаться еще выше и при нынешнем состоянии туристской индустрии Петербурга вряд ли окупятся.

Будет очень обидно, если история с «Морским фасадом» завершится столь же печально, что и прочие петербургские «проекты века». Как, например, так и не построенный на том же Васильевском острове 130-метровый бизнес-центр. Или высокоскоростная магистраль, воплотившаяся в итоге в огромный котлован возле Московского вокзала. Еще хуже окажется, если обнаружится связь между бюджетом терминала и выборами в Государственную думу, где «Родина» всерьез рассчитывает расширить свое представительство.

Текст: Николай Степанов

Вам может быть интересно

Белый дом признал разрешение бить ATACMS по Курской области и «рядом с ней»
Темы дня

Почему румыны проголосовали за «пощечину» НАТО и Украине

В Румынии внезапно случилось «политическое землетрясение», нанесшее «великолепную пощечину ЕС и НАТО». Такие оценки звучат сегодня на Западе по поводу сенсационной победы в первом туре выборов президента Румынии человека, который плохо относится к НАТО и Украине и хорошо – к российскому руководству. Как такое произошло?

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Маск назвал американские истребители F-35 плохими

Авиаэксперт объяснил, как сдвиг ветра мог привести к возгоранию Superjet в Анталье

Стратегия Запада на фоне успехов СВО. Как России не попасть в ловушку

Новости

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России

Страны Североатлантического альянса рассматривают возможность нанесения превентивных ударов по России в случае вооруженного конфликта, заявил глава Военного комитета блока адмирал Роб Бауэр.

Кабмин счел недоработанным проект о запрете мигрантам привозить семьи в Россию

Правительство России считает, что законопроект о запрете трудовым мигрантам привозить семьи в страну требует существенной доработки, поскольку он может создать правовую неопределенность, следует из копии проекта отзыва кабмина.

Захарова отреагировала на заявление Бауэра о высокоточных ударах по России

Представители НАТО, вероятно, не до конца ознакомились с обновленной российской ядерной доктриной, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова, комментируя слова главы военного комитета НАТО адмирала Роба Бауэра о высокоточных ударах по России.

РФ представила ОЗХО доказательства применения Украиной химоружия в Курской области

Россия передала ноту Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с доказательствами использования Украиной химических веществ в районе Суджи Курской области, заявил глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский.

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

Россия назвала ноту ОЗХО о химикатах на Украине театром абсурда

Нота Организации о якобы применении токсичных химикатов на Украине напоминает театр абсурда и является необоснованной провокацией, заявил замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский на 29-й Конференции государств – участников ОЗХО.

Курс доллара на Forex превысил 105 рублей впервые с 2022 года

Курс доллара на Forex достиг отметки 105 рублей, что не наблюдалось с марта 2022 года, в то время как евро впервые с августа 2023 года превысил 110 рублей.

ВС России освободили село Романовка в ДНР

Российские войска провели успешную операцию в селе Романовка, оттеснив подразделения ВСУ и начав зачистку населенного пункта, заявил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

В ЕС удары ATACMS назвали нападением США на Россию

Европейское издание Advance заявило, что удары ракетами ATACMS и Storm Shadow по России являются прямым нападением США и их союзников. По мнению автора, этими вооружениями управляют американские, британские и французские военные.

Кофе подорожал до максимума за 13 лет

Цены на кофе арабика достигли рекордного уровня за 13 лет из-за неблагоприятных прогнозов урожая в Бразилии.

Киев попросил молчать иностранных журналистов об обломках «Орешника»

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Шойгу заявил о планах России по развитию связей с Афганистаном

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством страны. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах».

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?