Политика

3 ноября 2005, 21:31

Порт в Петербурге будет на искусственном острове

Фото: ИТАР-ТАСС

Проект намыва 450 гектаров территории Васильевского острова Санкт-Петербурга для строительства пассажирского порта привел к острому конфликту. Жители протестуют, власти Петербурга разводят руками, экологи бьют тревогу, а лоббисты проекта во главе с депутатом от «Родины» Виталием Южилиным продолжают подготовку к запуску строительства. Тем временем объем финансирования проекта «Морской фасад Санкт-Петербурга» оценивается в 1,5-2 миллиарда долларов.

По большому счету, скандалы начались почти сразу же после появления в прессе первой информации о планируемом намыве и строительстве на образовавшейся территории пассажирского терминала. Неясной была, прежде всего, стоимость работ, колебавшаяся, согласно различным источникам, от 500 миллионов до 2 миллиардов долларов. Столь же запутанной выглядела ситуация с юридическими лицами, стоящими за проектом. Долгое время в их качестве фигурировали малоизвестные офшоры, и даже отвечающий за инвестиционную политику вице-губернатор Юрий Молчанов одно время утверждал, что не знает, кто владеет оператором проекта ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга».

«Родина» держится за фасад

Совершенно не удивительно, что жители острова стали проявлять недовольство

Однако вскоре журналисты смогли помочь Юрию Михайловичу определить персоналии его деловых партнеров. Их стараниями выяснилось, что учредившие «Морской фасад» офшоры «Квантум Петролеум», «Порт Арктур» и «Монокор» входят в группу компаний First Quantum, соучредителем которой является депутат Государственной думы Виталий Южилин.

Как известно, Виталий Южилин сейчас входит в число хотя и не публичных, но, тем не менее, наиболее влиятельных лидеров «Родины». Поэтому совсем неудивительно, что самыми твердыми сторонниками проекта выступили представители именно этой партии. Так, из пяти членов постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Петербурга, одобрившей проект, четверо оказались членами фракции «Родина». В ней же состоит и председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Владимир Барканов, чьими стараниями была создана общественная приемная проекта.

Интересно, что в данном случае петербургской «Родине» оказалось не нужно колебаться между революционной фразеологией своего московского руководства и собственной лояльностью городской администрации. Смольный изначально поддержал проект, его нынешняя хозяйка Валентина Матвиенко неоднократно лично высказывалась в его пользу.

Однако жителей Васильевского острова, похоже, эта агитация не убедила. Возникшее в их среде движение «ЗОВ» («Защитим остров Васильевский») провело несколько митингов и пикетов против готовящегося строительства и собрало свыше 7 тысяч подписей. Оппоненты из «Родины» и городской администрации немедленно объявили происходящее происками враждебных партий, но в действительности ситуация сложнее. Действительно, городские депутаты от «Яблока» и леволиберального крыла СПС требуют исключить проект из Генплана Санкт-Петербурга, а рядовые яблочники, лимоновцы и антиглобалисты участвуют в акциях ЗОВа. Но в реальности оппозиция скорее присоединилась к протесту островитян, чем возглавила его.

Нагнетание страстей

Депутат Государственной думы Виталий Южилин (www.russia-today.ru)

Вряд ли проживающим в Василеостровском районе понравилось, что окна их квартир теперь будут выходить на гигантскую стройку, да плюс еще рядом пройдет Западный скоростной диаметр с бесконечным потоком машин. Покупая жилплощадь в тихих зеленых кварталах, они совсем не рассчитывали на подобный вариант, а теперь и переехать стало проблематично. В связи с изменением условий снижается стоимость квартир, и продавать их придется едва ли не в убыток себе. Что же до компенсаций, то в общественной приемной сообщили: ничего подобного не предусмотрено.

Немало способствовала нагнетанию страстей и появившаяся в прессе информация о возможном строительстве на намытой территории не только пассажирского, но и грузового терминала. Правда, заместитель председателя Комитета по инвестициям петербургской администрации Николай Асаул заявил, что грузовые перевозки в данном проекте не предусмотрены. Однако глава администрации Василеостровского района Александр Исаев, сперва сказав то же самое, завершил свое выступление неуверенной фразой «но гарантий нет». Аналогичная неразбериха наблюдалась и вокруг скоростного диаметра. Первоначальные утверждения о его прохождении через тоннель были опровергнуты тем же Асаулом в телепередаче «Человек в большом городе».

Совершенно неудивительно, что жители острова стали проявлять недовольство, а затем к ним присоединились и желающие повысить свой рейтинг оппозиционные партии. Да и не только оппозиционные. Например, против идеи «искорежить фасад города этой транспортной магистралью» резко выступил председатель комитета Госдумы по собственности член «Единой России» Виктор Плескачевский.

Нужен ли Петербургу новый порт?

Председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Владимир Барканов (stroypress.spb.ru)

Разумеется, организуя коммерческий проект стоимостью 2 млрд. долларов, руководствоваться исключительно мнением обывателей и оппозиционных политиков не стоит. Однако к настоящему времени развитие конфликта поставило ряд вопросов, на которые «Морской фасад» и «Родина» пока не могут ответить.

Прежде всего это вопрос оценки проекта с точки зрения экологии. В настоящее время общественности представлены лишь заключения депутатской комиссии, которую трудно назвать беспристрастной из-за принадлежности к «Родине» большинства ее членов. Еще существует заключение Международной академии экологии безопасности человека и природы, но его вряд ли можно считать серьезным аргументом. В тексте на четырех страницах лишь одобряется намерение построить морской терминал, но непосредственно проект не оценивается, и какие-либо упоминания о западном скоростном диаметре тоже отсутствуют.

Кроме того, не очень понятно, насколько вообще Петербургу нужен пассажирский терминал. Организаторы строительства утверждают, что он необходим для развития морского туризма, но разве количество посещающих город туристов растет? Скорее наоборот: если в прошлом году услугами морских паромов и круизных лайнеров воспользовалось 3,1 миллиона человек, то в этом году их вряд ли будет много больше двух миллионов. Слабо развитая туристическая индустрия, рост сборов за вход в петербургский порт, поднявшихся с начала года на 82%, и повышение расценок на обслуживание делают бывшую столицу империи не самой привлекательной для зарубежных гостей.

В настоящее время шведская компания Silja Line объявила о продаже единственного парома, обслуживающего круизный маршрут Петербург – Хельсинки, по причине нерентабельности. Есть основания предполагать, что скоро ее примеру последуют конкуренты, после чего деятельность «Морского фасада» окажется и вовсе непонятной. Может быть, суть ее знает нынешний президент компании Шавкат Кары-Ниязов? Ведь, помнится, именно его фамилия всплывала в уголовном деле о хищении средств и преднамеренном банкротстве ОАО КБ «Первый городской банк». А сейчас речь идет не только о риске частных инвесторов, но и о возможном изрядном уроне для государства.

Хотя первоначально Владимир Барканов опровергал участие в проекте бюджетных средств, председатель движения «ЗОВ» Юлия Быстрова представила журналистам распоряжение правительства № 512-Р, где указывалась сметная стоимость планируемых к постройке объектов федеральной собственности – 5739,38 млн. рублей. Реально государственные расходы могут оказаться еще выше и при нынешнем состоянии туристской индустрии Петербурга вряд ли окупятся.

Будет очень обидно, если история с «Морским фасадом» завершится столь же печально, что и прочие петербургские «проекты века». Как, например, так и не построенный на том же Васильевском острове 130-метровый бизнес-центр. Или высокоскоростная магистраль, воплотившаяся в итоге в огромный котлован возле Московского вокзала. Еще хуже окажется, если обнаружится связь между бюджетом терминала и выборами в Государственную думу, где «Родина» всерьез рассчитывает расширить свое представительство.

Текст: Николай Степанов

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

Радикалы сожгли флаг России в центре Тбилиси

Российский флаг сожгли сторонники радикальной оппозиции на митинге в Тбилиси у здания парламента в знак протеста против «русского» законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?