Как предполагают аналитики компании Airbus Industry, до 2023 года включительно региону Ближнего Востока и Северной Африки потребуется более тысячи самолетов на сумму 124 млрд. долларов.
Не бедный регион
Финансовые возможности региона наглядно продемонстрировала сделка на сумму 2,9 млрд. долларов на поставку 12 аэробусов А-350-800
Экспозиция, развернутая на салоне, не уступает по представительности таким знаменитым выставкам, как Фарнборо или Ле Бурже. Только Соединенные Штаты представили в эмирате 18 военных самолетов, среди которых сразу два стратегических бомбардировщика В-1В: один для статической экспозиции, другой для полетов. Среди прочих – военно-транспортные самолеты С-17 и С-130, штурмовик А-10, самолет ДРЛО Hawkeye-2000, истребители F-15C, F-15E, F-16, F/F-18, ударный вертолет Apache AH-64A, военно-транспортный вертолет CH-47D Chinook.
Техника, как видим, разнообразная и весьма дорогая. Впрочем, и клиенты в регионе не бедные, понимающие толк не только в роскошных яхтах и беговых верблюдах, но и в современном оружии. Только за последние 10 лет ВВС ОАЭ было закуплено 140 усовершенствованных ударных летательных аппаратов. Авиационная группировка Эмиратов, по мнению военных аналитиков, в настоящее время может успешно противодействовать возможным угрозам со стороны Ирана, которых так опасаются страны Персидского залива.
Финансовые возможности региона наглядно продемонстрировала и заключенная вчера сделка на сумму 2,9 млрд. долларов на поставку кувейтской лизинговой компании 12 аэробусов А-350-800. Однако успех европейского консорциума меркнет перед возможным контрактом на поставку в ОАЭ 42-х лайнеров Boeing-777 на сумму 9,7 млрд. долларов. Еще 10 миллиардов заокеанские производители надеются выручить в ближайшие 5 лет за поставки самолетов военного назначения. Отсюда и обилие боевой авиации в экспозиции США.
Ближневосточные перспективы
МиГ-29 на авиашоу |
Играя на конкурентных противоречиях, ближневосточные страны получают отличное оружие по сходной цене. При разумной маркетинговой политике найдется ниша и для российской авиатехники. Тем более что нашей стране есть что предложить. Речь идет в первую очередь о модернизированных истребителях МиГ-29СМТ – многофункциональных машинах, принадлежащих к поколению «4+». Два таких МиГа примут участие в салоне.
Такие боевые «универсалы», способные действовать и как перехватчики, и как ударные самолеты, наиболее востребованы в странах бассейна Персидского залива, где с ужасом вспоминают «танкерную войну», развязанную Ираном и Ираком в ходе междоусобного конфликта 1980-88 годов. Тогда истребители воюющих сторон практически парализовали судоходство в регионе, поставив на грань коллапса экономику нефтяных стран. Нормализовать ситуацию тогда помогло только присутствие флотов США и СССР. Как полагают эксперты, по критерию стоимость/эффективность МиГ-29СМТ превосходит как заокеанские аналоги, так и морально устаревшие европейские Tornado.
Не случайно заместитель генерального директора Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Владимир Выпряжкин на пресс-конференции после открытия салона подчеркнул, что Ближний Восток «стал для РСК одним из самых приоритетных регионов в плане поставки военной техники». По его словам, «потребность ближневосточных государств в модернизированных самолетах МиГ-29 оценивается на уровне до 250 машин».
Прежде всего это касается парка самолетов МиГ, состоящих на вооружении Алжира, Сирии, Йемена, Египта, Ливии и Ирана. Кроме того, РСК продвигает на рынок учебно-боевой самолет (УБС) МиГ-АТ. В частности, с ОАЭ прорабатывается вопрос по организации лицензионного производства для поставки в третьи страны. По МиГ-АТ есть перспективы в Египте (речь также идет о лицензионном производстве). Предварительные переговоры по этой теме проводятся с Саудовской Аравией.
Не МиГом единым
Як-130 |
И, пожалуй, в качестве экспортного товара шансы яковлевского УБС кажутся предпочтительней, чем у аналогичного изделия РСК «МиГ». Дело в том, что большинство стран предпочитают закупать образцы, состоящие на вооружении в стране-производителе. А именно Як-130 выбран Министерством обороны РФ в качестве самолета повышенной летной подготовки – именно с таких самолетов боевые летчики по окончании курса обучения пересаживаются в кабины боевых машин.
Кроме того, ударный потенциал Яка выше: он может нести более разнообразный арсенал подвесного вооружения, чем МиГ-АТ, а в варианте штурмовика (такой самолет проходит сейчас летные испытания) пилота прикрывает титановая броня. Немаловажно и то, что аэродинамика «сто тридцатого» более соответствует облику современных боевых машин: это облегчает курсантам переход к пилотированию «полноценными» истребителями и штурмовиками.
Единственным преимуществом МиГа является более низкая цена: по оценкам специалистов, стоимость нового Як-130 со всеми опциями может составить 10 млн. долларов – почти половина от цены среднего многофункционального истребителя. Вообще рынок УБС/УТС считается одним из самых перспективных: во всем мире нуждаются в замене до 3000 таких машин.
«Патрульный» для Персидского залива
Дубай эйршоу – 2005 |
Совокупность этих качеств делает самолет идеально пригодным для патрульных полетов над акваториями Красного моря и Персидского залива, инспекции морских нефтепромыслов, трубопроводов, для борьбы с незаконной деятельностью в прибрежных экономических зонах.
Производственное объединение в Комсомольске-на-Амуре уже наладило серийный выпуск этих машин, и 40 самолетов «Бериев-103» будет отправлено на экспорт в 2005-2007 годах. В этом году в экспозиции Казанского вертолетного завода будет представлена исчерпывающая информация о летных и эксплуатационных характеристиках вертолетов «Актай», «Ансад», Ми-38 и различных модификаций Ми-17.
Последние, простые и надежные «рабочие лошадки», на протяжении многих лет пользуются устойчивым спросом как в ближневосточном регионе, так и во всем мире. К модернизированным машинам уже проявили интерес Кувейт, Бахрейн и Алжир.