Умные люди говорили, что кризис – это не только проблемы, но и возможность. Возможность оценить правильность своих предыдущих действий и внести необходимые коррективы. И в этом плане, наверное, даже хорошо, что Лукашенко пересек почти все возможные красные черты в отношениях с Москвой – вплоть до взятия в заложники трех десятков граждан Российской Федерации с тонким намеком на то, что часть из них могут отдать киевскому режиму. Этот кризис, надеюсь, станет уже не колоколом, а набатом, возвещающем о не совсем успешной политике России на постсоветском пространстве. И о необходимости смены этой политики.
Когда читаешь западные статьи о том, что Кремль ведет себя агрессивно и пытается подчинить страны постсоветского пространства своей имперской воле, то возникает впечатление, что американские и европейские пропагандисты выплескивают на бумагу какие-то свои околоэротические фантазии. Ведь на самом деле политика Москвы в отношениях с соседями по большей части, наоборот – чрезмерно осторожна. Двусторонние отношения с соседями похожи не на сделку и тем более не на симбиоз – скорее, на благотворительность. Мы боимся лишний раз поссориться с ними, лишний раз напомнить о том, что кормим (в буквальном смысле) некоторые государства. Даем серьезные экономические скидки и преференции, а взамен получаем лишь заверения о дружбе – вместо того, чтобы требовать в ответ политической лояльности и углубления интеграции в рамках евразийских институтов.
Не говоря уже о том, чтобы живущие за наш счет соседи прекратили рассматривать свою историю в контексте «российского колониализма» и вместо того, чтобы воспитывать в новых поколениях неприязнь к Москве, начали воспитывать благодарность к России. Хотя бы за то, что та вытащила из средневековья, построила школы и промышленность – и создала на месте территорий государства.
И только тогда, когда какие-то отдельные страны выбешивают российского медведя (как это сделали Грузия и Украина), они узнают, что такое российская агрессивность и имперская воля. Однако и грузинский, и украинский кейс был скорее поражением – следствием того, что Россия на текущем этапе проиграла эти страны Западу. За ними последовала Армения, где вследствие государственного переворота к власти пришла прозападная элита (пусть она очень скоро и осознала всю опасность открытого выражения своей русофобии).
Теперь ситуация докатилась до Белоруссии – нашего вроде как ближайшего союзника, где самый популярный среди россиян зарубежный лидер (фактически икона всех отечественных леваков) берет в заложники наших бойцов, защищающих интересы России в зарубежных странах.
Кто-то, конечно, скажет, что нельзя сравнивать Украине и Армению с ситуацией в Белоруссии. За Киев и Ереван критика справедлива – ведь и там и там достаточно демократичные общества, и мы проиграли борьбу за них западным НКО (хотя правильнее сказать прозевали – проигрывают ведь тогда, когда ведут борьбу). В Белоруссии же не было возможностей для работы – страна находится под жестким контролем спецслужб, которые банально не дадут развернуться никаким агентам влияния. А попытка начать работу в Минске без одобрения КГБ вызвала бы открытый конфликт между Россией и Белоруссией, не нужный обоим государствам. Не говоря уже о том, что рассматривалась бы Лукашенко, как вмешательство во внутренние дела страны, чем Россия старается не заниматься.
Однако Белоруссия – это не просто страна или российская сфера влияния, а жизненно важное для безопасности Москвы государство, где Россия должна защищать свои интересы. Выстраивать там сеть пророссийских НКО и воспитывать молодых лидеров, не нарушая при этом белорусского законодательства – а при любой попытке Минска незаконно преследовать эти НКО жестко объяснять ему экономические последствия подобных действий. Так и только так у авторитарных лидеров (к которым относится Батька и многие его коллеги на постсоветском пространстве) вырабатывается уважение к российским интересам.
Поэтому нужно понять, что в происходящем в Белоруссии есть значительная наша вина. Не в том плане, о котором говорят рупоры белорусской пропаганды – объяснение «Кремль отправил три десятка «вагнеровцев», чтобы устроить в полностью подконтрольной местным спецслужбам Белоруссии переворот в интересах прозападной оппозиции, которая положит страну под Польшу и ЕС» годится только для умственно отсталых или для верующих в абсолютную греховность России (собственно, тоже умственно отсталых). Москва виновата в том, что разбаловала Лукашенко – не давала по рукам за прошлые прегрешения, которые и привели к нынешней ситуации.
Кто-то удивляется поведению Лукашенко – но что он сделал неожиданного? Обвинил Россию в попытке устроить в Белоруссии переворот? Так он говорит об этом все последние месяцы – рассказывает о том, что Россия хочет чуть ли не аннексировать Белоруссию через ее интеграцию в Союзное государство. И ему за это ничего не было – даже жесткой отповеди со стороны высших должностных лиц. Взял в заложники россиян? Так он уже делал это раньше, когда в 2013 году сначала пригласил к себе в гости на переговоры для обсуждения экономического спора, а потом бросил в тюрьму гендиректора компании «Уралкалий» Владислава Баумгертнера. И ему тоже за это ничего не было – ни отзыва посла, ни жесткого ультиматума. Отпустили заложника лишь через несколько месяцев – после того, как часть акций «Уралкалия» была продана другому владельцу.
Мы пожинаем то, что посеяли – безнаказанность и нахлебничество. Более того, сейчас, в ходе конфликта с Минском, мы продолжаем сеять те же семена. Уже неделю российские заложники находятся в руках белорусских властей – а Москва не сделала никаких жестких демонстративных шагов по наказанию Минска. Кто-то, конечно, скажет, что мы вежливые люди – не хотим позорить Батьку перед выборами и получим наших людей после того, как он изберется на очередной срок. Но это не вежливая, а неэффективная политика. Россия молчит, Батька продолжает обвинять Москву (как он сделал в ходе обращения 4 августа) – а другие лидеры постсоветского пространства смотрят и делают выводы. И поэтому Россия должна посеять правильные семена. На примере отношения к Лукашенко помочь нашим соседям сделать правильный вывод – о том, что россиян в заложники брать не то, что не стоит, а крайне опасно для их собственной власти. Даже если мы при этом открытом уроке обидим и выставим в плохом свете белорусского Батьку. Он-то нас выставил.