Современному космическому миру Россия запомнится не как сверхдержава, которая первой огранизовала полет человека на орбиту, а как страна, которая отказалась сотрудничать с Илоном Маском.
58 лет назад только супердержавы могли сконструировать ракету невероятной сложности, провести многоступенчатые испытания и рассмотреть Луну не только из телескопа.
Доподлинно неизвестно, сколько именно было потрачено как до крылатой фразы Гагарина «Поехали!», так и после его финальной «Я горю, прощайте, товарищи!». Вопрос тогда был не в деньгах, а в том, чтобы совершить великое – и сделать это первыми. Державы боролись именно за то, чтобы оказаться в итоге хозяином космоса. Важнее всего было, чей флаг раньше других будет установлен на поверхность спутника.
Чуть позже увлеченность небом пошла в народ: любой желающий мог прикупить «участок на Луне» или «назвать планету» именем любимого человека. Конечно, все эти сделки оставались на уровне невинной игры с мошенниками, тогда как за космические запуски по-прежнему отвечало исключительно правительство.
Но времена изменились, причем произошло это пугающе резко. Как-то внезапно крупнейшие мировые державы начали серьезно уступать в поворотливости прогрессивным и блестяще оснащенным корпорациям. Обычным компаниям, которым хватило денег, талантливых специалистов и упорства для того, чтобы сделать корабли – легче, запуски – дешевле, а разработки – быстрее.
Внезапно Россия начала терять лидирующие отрасли в космической сфере. Когда «Роскосмос» решил не оказывать содействие планам Илона Маска, назвав непомерную даже для него, миллиардера, сумму ради реализации одной лишь миссии с доставкой растений на Марс, тот основал SpaceX. И успешно запустил Crew Dragon.
В своем интервью директору NASA Джиму Брайденстайну Маск рассказал о своем визите в РФ, где намеревался приобрести баллистическую ракету, однако сделка так и не состоялась. "Они потребовали даже больше денег, чем у меня вообще было. Ради одной только миссии! Это явно был не мой вариант. И вот тогда я и задумался, есть ли какие-то способы удешевить существующие ракетные системы, особенно американские", - говорит Маск.
Возможно, вся эта ситуация открыла глаза бизнесу: ребята, у неба нет дверей. Так почему бы не начать летать к другим планетам на коммерческой основе – просто потому, что мы можем сделать это? Первыми.
Теперь издания пестрят заголовками о том, что «Частная космическая компания SpaceX провела успешный тестовый запуск ракеты Falcon Heavy».
Этот корабль способен доставлять на орбиту Земли до 64 тонн груза, и это немало. Для сравнения, ближайший аналог от Boeing, «Дельта-4», осилит лишь 28,7 тонн. Falcon бьет конкурентов по всем статьям, особенно – расходов. Его запуск обойдется лишь в $90 млн, тогда как ракета Boeing, как пишет The Business Insider, оторвется от стартовой площадки при вложениях в $400 млн.
Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин считает, что Илон Маск намеренно продает ракеты-носители по заниженным ценам, чтобы «выдавить Россию с этого рынка». Такое мнение политик высказал 1 октября 2018 года в эфире программы «Большая игра» на «Первом канале».
Теперь мало просто разработать космический корабль: надо еще сделать так, чтобы он опережал конкурентов. Иначе все многолетние труды просто пойдут насмарку. Более того, поддержки журналистов и пользователей Twitter в этом случае также не дождаться. Первые полосы любят тех, кто номер 1. Все остальные могут начинать сначала.
Справедливости ради отметим, что SpaceX все-таки не единственная компания, которая покушается на вотчину #Boeing. Еще один конкурент – New Glenn от Amazon. Прямо скажем, от «Амазона» рядовые граждане такого не ожидали, и это сыграло, скорее, на руку маркетингу. Журнал Expert пишет о том, что аппарат, выводящий на орбиту до 45 тонн груза, будет запущен уже в 2020. Опять-таки, смотрите: Amazon еще только разрабатывает ракету, а SpaceX уже представил ее рынку. Через год то, что сейчас кажется чем-то невероятным, может оказаться уже устаревшим.
Однако стоит посмотреть глубже: дело уже не в космосе. Свои секретные проекты есть и у Alphabet, и у...Facebook. Да-да, у социальной сети.
Формально, за каждым таким проектом стоит узнаваемый бренд и громкие (максимально, насколько хватит места в утренних газетах) масштабные планы колонизации Марса. По итогу, все это ни что иное, как попытки закрепиться в головах людей: «наша компания – номер один, мы даже летаем в космос». Тем самым, подстегивается спрос на основной продвигаемый продукт.
Эту же цель преследуют и все разработчики искусственного разума, и конструкторы самоуправляемых автомобилей. По мнению аналитиков FxPro, реакцию инвесторов на каждый успешный запуск SpaceX можно проследить по котировках акций Tesla (#TeslaMotor). Например, по следам огневого испытания ракеты 25 января, акции Tesla Motors стали привлекательным инструментом для инвестиций, прибавив около 15%, до $320 в последующие несколько дней, вслед за укреплением веры в управленческий гений основателя SpaceX.