Я работал на чемпионате мира в составе команды переводчиков по приглашению тольяттинской кейтеринговой (то есть оказывающей услуги организации питания) компании – субподрядчика известной международной конторы, специализирующейся на крупных спортивных мероприятиях.
В наши обязанности входило переводить англо-немецких поваров на кухне, присутствовать на совещаниях и помогать персоналу в частных ложах в трудных ситуациях – работавшие там официанты владели английским сносно, но форс-мажоры никто не отменял. В общей сложности мы присутствовали на шести матчах, проходивших на «Самара-Арене».
В первый день работы – еще до начала игр – всех нас (переводчиков, поваров, официантов, супервайзеров) провели по стадиону, показали устройство лож, объяснили, где мы будем находиться и что нам нужно делать. Арена вызвала у нас щенячий восторг – она и снаружи шикарна, а внутри – просто нет слов.
В тот же день я познакомился с персоналом, поварами Майком, Чарли и Вольфгангом. Отличные ребята, я вам скажу.
Главная проблема наших людей
Первый инцидент произошел на первом же нашем матче Коста-Рика – Сербия. Моей задачей было переводить инструкции от иностранного повара – нашим, а от последних требовалось эти инструкции тупо выполнять. Но нашего человека не обманешь: «буржуй» же ничего не знает, плевать, что он в мишленовских ресторанах работает, мы сами будем думать!
Вот где реальная проблема наших людей: они думают, но не в том месте, где нужно. Тебе дали инструкцию – соблюдай ее. Не думай, просто сделай.
В общем, на фоне «думать» возник конфликт. Не хватило тарелок, хотя согласно техкартам, развесовке и прочему все было в норме. Мат с английской стороны, мат с русской стороны, я обтекаю, но перевожу нейтрально и политически корректно. В итоге проблему решили, еда отправилась клиентам.
Ксенофобский агрегатор такси
Второй матч, Дания – Австралия, был более спокойным, не было ни адреналиновой гонки на кухнях, ни экстремально сложных гостей.
В тот день мне запомнились молодые ребята из Австралии, которые хотели поехать куда-нибудь после матча и «затусить». Я порекомендовал им начать с набережной и объяснил, как добраться туда. Один из них попросил меня помочь заказать такси при помощи известного приложения на букву «Я». Мы вместе с ним нажимали на экран его смартфона, но цена поездки от стадиона до набережной все время была около 60 тысяч рублей, хотя мое приложение давало цену в двести. В итоге они решили поехать на шаттле. Надеюсь, у них получилось развлечься на сэкономленные деньги.
Международный скандал на кухне
Третий матч требовал большей подготовки, ведь это был матч Россия – Уругвай. Ожидалось особенно много гостей.
Может показаться, что ничего особенного в моей работе нет – знай себе болтай да болтай. Но когда от точности твоего «болтай» зависят блюда стоимостью в несколько десятков тысяч рублей, становится немного не по себе.
Обидно, когда ты стараешься перевести слово в слово, с максимальным разъяснением, а соотечественник игнорирует тебя и делает все на свой лад. Когда английские повара увидели, что внешний вид блюда не соответствует фото с технологической карты и выглядит как жертва банкета лихих девяностых, на кухне начался крик с матом.
Те крики, что мы видим в популярных кухонных шоу на ТВ, в сравнении с теми – детский сад. Наши кидают фартуки, англичане готовы ножами кидаться. Все машут технологическими картами, тычут друг друга носом в тарелки. Потом приходит русский шеф-повар и парой ударов кулаком по столу успокаивает наших поваров.
После этого скандала некоторые повара меня невзлюбили. Дело в том, что меня на разговор вызывала директор кейтеринговой компании. Естественно, ей нужно было узнать, кто виноват. Врать не хотелось, наших подставлять – тоже. Пришлось утаить факт самодеятельности отечественных поваров, сказав, что иностранцы немного запоздали со своими инструкциями.
На следующий день часть поваров утверждали, что некоторым из них «накрутили хвост» из-за меня. На что я резонно заметил, что, если бы не я, им не только бы «хвост накрутили», но выгнали бы к чертям.
Сам матч прошел спокойно, гости были рады, причем русские болельщики искренне поздравляли уругвайцев с победой. Даже учили их разным тостам.
Как оскорбить элитных поваров
Самыми веселыми были четвертый и пятый матчи: Колумбия – Сенегал и Мексика – Бразилия. Колумбийцы и мексиканцы – это очень шумные болельщики, причем последние считаются наиболее активными фанатами.
На матче Колумбии мне повезло работать не на кухне, а в ложах. Меня дергали то настроить вай-фай, то объяснить кому-то, что курить на стадионе нельзя. Один раз даже пришлось выступить в роли охраны. Колумбийцы устраивали музыкальные выступления, некоторые признавались нашим официанткам в любви, иные пытались унести части декора лож с собой.
По сути это был самый тяжелый матч. Подготовка к нему началась на день раньше обычного, причем уже на предваряющем этапе контроль со стороны подрядчика и ФИФА усилился. Но без споров на кухне все равно не обошлось, но на сей раз по вине английских поваров. Им было поручено показать, как делать некоторые новые блюда, но их так часто дергали на различные совещания, что они просто забыли научить этому наших поваров.
Многие болельщики на этот матч приехали целыми семьями, а детям не всегда нравится ресторанная еда, поэтому гости попросили обычных хот-догов. Лица поваров в этот момент нужно было фотографировать – большей злости я не видел. Даже во время кухонных скандалов они так не бесились.
Второй инцидент был довольно нелепым. В конце второго тайма после небольшого собрания переводчиков я возвращался в свое крыло, как меня перехватывает супервайзер чужого крыла со словами: «Нужна помощь!» – на трибуну частной ложи запрыгнул болельщик обычной трибуны. Естественно, гостям это не понравилось. Я вновь изображаю охрану, прохожу на трибуну, прошу его уйти. Он соглашается, встает. Я отхожу – и спотыкаюсь. Ему приходится меня ловить. Глупо и смешно.
Последний матч, Англия – Швеция, запомнился спокойствием и тишиной. А еще – по-хорошему удивленными англичанами. Каждый британский фанат, с кем я общался в тот день, восхищался нашей страной и организацией матчей, рассыпаясь в комплиментах.