Стрелок наконец-то пришел в себя. Голова сильно болела, сознание путалось. Он попытался привстать и осмотреться: холодный бетонный пол, в углу деревянные ящики с военной маркировкой. У дверей стоят двое.
«Кто это? – пытался собрать мозаику в своей голове Стрелок. – Как я тут оказался?»
Человек в сером капюшоне заметил лежащего на полу сталкера.
«Сидорович! – обратился неизвестный ко второму низкорослому мужику. – Этот очнулся!»
Толстый, в белой рубашке и неприятный на вид Сидорович подошел к Стрелку. Он нагнулся, чтобы сталкер услышал слова: «Ну що, москаль, добiгався?»
***
Что такое «Сталкер»? Спросив старую советскую интеллигенцию и эстетствующих 16-летних девушек, услышите: «Тарковский!» Но это мысли шестидесятников и красавиц с журфака.
Девяносто процентов населения всего СНГ уверенно скажет, что это та самая игра про Чернобыль и Зону отчуждения. Да, вышедшая в 2007 году игра в жанрах выживания и шутера, она просто «порвала танцпол» игрового сообщества. «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» – так называлось сие творение, отнявшее сотни часов жизни всех школьников нулевых годов.
Если вы не знакомы с этой видеоигрой, то, скорее всего, полезете в Википедию, дабы хотя быть вкратце узнать, что это такое. Возможно, вы прочитаете оценки игровых журналов и блогеров. Оценки эти были не очень высоки – игра вышла забагованной и с нехилым дисбалансом. Но каков сеттинг! Именно он и поразил тысячи человек.
Каждый, даже не на самом сильном компьютере, мог окунуться в историю своей страны, хоть действие игры и происходило в недалеком будущем. Чернобыль, Припять, Авария на ЧАЭС. А элементы РПГ и открытого мира давали возможность часами бродить по Зоне отчуждения и исследовать ее, будто она рядом, совсем рядом. Все-таки люди в СНГ очень любят нуклеарную тему.
Видя такой успех, компания-разработчик GSC Game World уже в следующем, 2008 году выпускает вторую часть игры – «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». Такой выстрел дуплетом только прибавил количество фанатов.
Ах да, фанаты... Если говорить про всех поклонников этой игры, мне кажется, я не уложусь в формат издания – уж слишком обширная тема. В этом отношении «Сталкер» отчасти уникальный феномен. Виртуальный продукт так широко вышел в офлайн, что, возможно, сохранял девственность многих подростков до приличных лет.
По всей России, словно грибы, возникли десятки, а то и сотни клубов «сталкеров». Многие из них организовывались на базе страйкбольных клубов, а некоторые и на базе государственных ДОСААФ и прочих ВПО. Тысячи школьников, студентов, а также некоторое количество мужей постарше начали моделировать ситуации согласно сеттингу «Сталкера». Разыгрывались роли, делались специальные костюмы, разбивались на команды и «поехали!». Короче, люди развлекались как могли. Особо творческие представители пытались даже снимать фильмы (выглядело это очень плохо).
Однако все эта беготня по лесопаркам по щиколотку в грязи нравилась не всем. Россия, а также некоторые бывшие ее части исторически сильны в работе пером. Вокруг «Сталкера» сложился целый бизнес не очень качественной литературы. В буквальном смысле были написаны тонны книг в рамках сеттинга этой игры.
Каюсь, когда мне было не очень много лет и я учился в школе, сам прочитал несколько таких литературных произведений. Тогда мне они казались вполне хорошим чтивом (да-да, я знаю).
В 2009 году вышла третья часть игры: «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». Уже тогда все ждали принципиально новую игру, в которой будет новый движок, новая физика, новые герои. Где будет единая бесшовная локация, наконец!
Я сам помню сотни тем в сталкерских форумах, где фанаты фантазировали и спорили, что будет в новой серии, а что забудется и никогда не появится. Ожидания были подогреты в 2010 году, когда GSC Game World анонсировала «S.T.A.L.K.E.R. 2». Однако годы шли, новостей не было, разработку игры прекратили.
И вот в мае нынешнего года, будто гром среди ясного неба, новость – «Сталкер» будет.
***
Разработавшая игру компания GSC Game World была основана в 1995 году в Киеве человеком по имени Сергей Григорович. В год основания ему исполнилось всего шестнадцать лет и за всю свою последующую деятельность Григорович (помимо игр серии «S.T.A.L.K.E.R.») выпустил такие не менее крутые вещи, как «Казаки» и «Venom».
Да, многие скажут, что это яркий пример успешного бизнесмена в сфере IT, но нам интересно не это. Совсем не это.
Интереснее сейчас то, что Григорович вполне типичный украинский националист. Он неоднократно сравнивал нашу богоспасаемую Родину с Третьим Рейхом, в Крыму у него оккупация, а на Юго-Востоке полноценная война с Путиным.
Свои слова он, кстати, в отличие от таких персонажей, как Данила Поперечный, подтвердил делом. Например, когда Григоровича пригласили на IT-форум в Россию, то украинец четко обозначил свою позицию и отказался. В этом он вполне молодец. Да, враг, но не лицемер, а для современного мира, и уж тем более Украины, это редкость.
Но мы подходим к главным и очень интересным аспектам этой истории.
С одной стороны, Григорович – украинский патриот и против России.
Поэтому я почти уверен, что в его новой игре будет как-то затрагиваться война в Донбассе. Какой-нибудь ветеран АТО, у которого сломалась жизнь, поехал в Зону за удачей и т.д. и т.п. В этой Зоне, помимо мутантов, он будет гасить «сепаров».
Возможно, Григорович даже сделает из группировки «Монолит» подобие российской армии. Если кто не знает, «Монолит» – это охранники Зоны, фанатичные бойцы, чья воля держится под контролем Выжигателя Мозгов. Тут прямо-таки сразу напрашивается аналогия с «Киселев-ТВ», который «выжигает мозги россиянам, а те, в свою очередь, едут убивать светлоликих украинцев».
С другой стороны, Григорович – успешный бизнесмен.
И он знает, что большая часть всех продаж его игр приходится на Россию и русских. И я полагаю, что он понимает, что русские не будут покупать игрулю, наполненную украинской пропагандой с героями АТО и прочими радостями маленькой европейской республики.
Одно дело играть в американскую «Call of Duty», где русские часто тоже выступают в роли врагов. Но там evil russians – это что-то эфемерное. Словно художественное допущение. Да и русские там не такие уж и русские, а разговаривают как матерые горцы из южных республик (привет Battlefield 3).
А вот возможность поиграть в украинский продукт, где русские хоть и пропущены через призму неадекватности украинской пропаганды, но при этом вполне себе похожи на наше народонаселение, совсем не несет в себе какого-то удовольствия.
Поэтому у Григоровича сейчас стоит интересный выбор: либо украинский романтизм и попытка донести «правду» до россиян, либо экономический реализм и увеличение объёмов своего кошелька. Что выберет наш герой, неизвестно. Но, в любом случае, в 2021 году мы это увидим.
***
Дело, конечно, далеко не только в Григоровиче, а в самой Украине.
Сеттинг вселенной «S.T.A.L.K.E.R.» происходит в Зоне отчуждения. По ней бродят толпы бандитов, сталкеров, монстров и т.п. персонажей, а на каждом углу всех поджидают аномалии, попадание в которые несет неминуемую гибель.
Конечно, каждому понятно, что это все фантастика и такого в реальной чернобыльской зоне отчуждения нет.
С другой стороны, если вам не повезло и вы живете на Украине, то можете поехать в Зону отчуждения (зачеркнуто) зону АТО в какой-нибудь город, временно занятый ВСУ. Там вы встретите все тех же привычных героев игры «Сталкер».
В АТО есть и свои бандиты-мародеры, есть и сталкеры наших дней, в виде волонтеров, ворующих деньги с пожертвований. Монстров заменяют пьяные офицеры, которые за свою не очень благородную жизнь присягу нарушили как минимум дважды (в 1991-м и в 2014-м). Фанатики «Монолита» в виде различных территориальных батальонов и ручных полков МВД а-ля «Азов», «Торнадо», «Айдар» и т.д.
А аномалии... ну попробуйте сойти с дороги – ноги оторвет миной! Чем вам не аномалии?!
И это ведь на дворе только 2018 год! Долгожданная игра выйдет, по словам Григоровича, только в 2021 году, и за эти 36 месяцев все может измениться до неузнаваемости, и притом не в самую лучшую сторону.
С момента Майдана украинская экономика уменьшилась чуть ли не в два раза. Уровень жизни просел еще сильнее. После развала СССР население уменьшилось почти на 10 млн человек.
Позитивной динамики нет, надежд нет, денег нет, и ничего этого не предвидится. За следующие три года количество нищих, голодных увеличится. Наложившись на огромное количество ветеранов АТО, у которых посттравматический синдром, депрессия, алкоголизм и полная ненужность обществу, это вызовет небывалый разгул бандитизма.
Может быть, у Григоровича получится не просто развлекательный продукт.
У «S.T.A.L.K.E.R. 2» есть реальная возможность стать культовой игрой для поколения Z и миллениалов. Эта игра может быть настоящей психологической разгрузкой для миллионов украинцев.
Вероятность того, что Зона отчуждения в «Сталкере» будет привлекательнее повседневной украинской реальности, велика.
Все-таки игра – это фантастика, где возможны чудесные вещи, где в аномалиях можно найти артефакт, который может тебя вылечить, улучшить память, помочь стать богатым.
Зона отчуждения, собственно, и тянула к себе огромное количество людей потому, что там возможно что-то поменять и, в первую очередь, поменять свою жизнь. На Украине же поменять ничего нельзя. Перспектив там тоже нет никаких. И не притягивает она к себе никого, кроме совсем потерявших рассудок московских троцкистов.
А все потому, что чудес не бывает.