Мнения

Денис Селезнев
блогер

Украина и Россия возвращаются в «допотемкинские» времена

26 апреля 2018, 22:57

Фото: Сергей Мамонтов/РИА Новости

В Николаеве на днях состоялся очередной акт гибели того, что когда-то объединяло Украину и Россию в единую нацию и единое мощное государство.

Министерство юстиции Украины сообщило, что в конце мая состоится аукцион по продаже еще одного куска безвозвратно превращающегося в руины Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара.

На этот раз будет продан административный корпус с куском набережной и железнодорожными путями – выручить планируют около 2 млн долларов.

Причина продажи проста – многомиллионные долги по зарплатам и полная остановка работы завода, которая случилась еще осенью 2017-го. Впрочем, и до 2017 года завод скорее простаивал, чем работал: последнее судно (сухогруз для испанской компании) здесь было построено более десяти лет назад.

Это николаевское предприятие является частью огромного судостроительного комплекса, начало которому было положено еще в 1787 году при князе Григории Потемкине в рамках реализуемого им проекта превращения Дикого Поля в Новороссию.

Спустя три года Николаевское адмиралтейство (так тогда назывались вновь построенные верфи) спустило на воду первый парусный фрегат «Святой Николай».

Следующие более чем шесть десятилетий верфи нового города выпускали различные парусные суда, пока в результате Крымской войны Россия не потеряла возможность строить корабли для Черного моря.

Лишь в конце 19 века верфи не только возобновили работу, но и были существенно расширены за счет строительства новых современных мощностей.

Первым кораблем возрожденного предприятия стал знаменитый броненосец «Потемкин».

В течение следующего столетия вплоть до распада единого государства в Николаеве было построено более тысячи судов различных типов, а выпускаемые здесь корабельные турбины обеспечивали около трети мощности двигателей всего мирового флота.

Распад государства оказался и концом для столь масштабной промышленности.

В украинских реалиях местные кораблестроительные предприятия жили в режиме постоянного ожидания. Трудно было примириться с тем, что столь мощный технический и интеллектуальный центр мирового кораблестроения канет в небытие.

В 2000 году одновременно с наметившимся на Украине восстановлением экономики предприятия Николаева были включены в специальную экономическую зону, и им начали оказывать господдержку.

Большие надежды возлагали на возобновление масштабной кооперации с Российской Федерацией.

Приход Ющенко похоронил эти планы: сначала была отменена господдержка, затем резко ухудшились украино-российские отношения, а затем вступление в ВТО в 2008 году поставило крест на планах возрождения судостроительной отрасли.

Неслучайно последнее судно, выпущенное на заводе им. 61 коммунара, закончено в 2007-м, как раз накануне очередного шага Украины на пути встраивания в глобальную экономику. Естественно, ниша, предлагаемая Украине в этой экономике, не подразумевает существование подобных отраслей промышленности.

Последним островком былого могущества николаевской промышленности дольше других оставался завод «Заря-Машпроект». Предприятие, как известно, активно участвовало в российской кораблестроительной программе. Кроме того, оно же поставляло турбины для оснащения магистральных нефтепроводов.

В 2012 году официальный сайт предприятия даже хвастался, что им удалось превысить советский уровень производства и установить ряд рекордов (естественно, это было рекламное преувеличение, но очень характерное на фоне постоянных жалоб и слез украинских машиностроителей).

Однако с началом войны в Донбассе и этому позитивному примеру был положен конец – Украине запретили поставки турбин в Россию, и теперь здесь дорабатывают былые заказы по серым схемам, либо просто перебираются на российские предприятия целыми отделами.

Сам завод может рассчитывать лишь на какое-то время оказаться нужным китайским и индийским заказчикам, эксплуатирующим суда с николаевскими турбинами.

Финалом 200-летней истории судостроительной промышленности Николаева может служить следующий факт.

В 2014 году завод им. 61 коммунара, на котором некогда был построен нынешний флагман Черноморского флота «Москва» (одна из вершин технической мысли своего времени), с началом на Украине гражданской войны получил ответственный оборонный заказ – заказ на производство печек-буржуек для взводных палаток ВСУ.

Таков оказался конец начинаний князя Потемкина.

Совместная деятельность и промышленная кооперация – это то, что скрепляет регионы между собою, объединяет их в наднациональные образования.

Наиболее значительной и сложной совместной деятельностью в современном мире является строительство различных машин. Степень технической интеграции обуславливает и то, насколько сильно будут связаны регионы между собою, а значит, и живущие в этих регионах люди.

В 90-х годах стремительный развал системы промышленной кооперации обрек СНГ на то, чтобы стать полурожденным проектом. И чем значительнее происходил распад машиностроительной отрасли, тем сильнее отдалялись республики.

Неслучайно именно Белоруссия является самым близким государством для Российской Федерации, так как именно с этой республикой в более значительной мере, чем с остальными, сохраняется технологическая кооперация.

На Украине же машиностроение никогда не имело той политической силы, какую имели сырьевые олигархи. Разрозненные предприятия находились либо в государственной собственности, что возлагало задачу защиты их интересов на чиновников, подконтрольных тем же олигархам, либо в собственности сравнительно небольших компаний, которые в политической системе страны были на вторых ролях.

В пресловутой Партии регионов было много представителей украинского машиностроения, и именно поэтому она оставалась относительно пророссийской партией. Но первую роль там играли торговцы рудой, металлом и удобрениями, для которых Российская Федерация всегда была в первую очередь конкурентом, и любые реинтеграционные проекты не сулили им особой выгоды.

В итоге отсутствие политической силы, представляющей выгоды от реинтеграции, сделало саму реинтеграцию невозможной.

Вполне похожая картина наблюдается и со стороны Российской Федерации, где Газпром или «Роснефть» не нуждаются в Украине, а металлургические олигархи всегда воспринимали ее как прямого конкурента.

Что же касается машиностроения, то и здесь бизнес, связанный с этой отраслью и зависимый от развития отношений с Украиной, не имел достаточно сильного политического лобби, чтобы послужить локомотивом для интеграции.

Последним жестом отчаяния, перед тем как Украина скатилась в Майдан, был визит Дмитрия Рогозина на николаевские предприятия с обещаниями загрузить их многочисленными заказами на строительство целого флота газовозов и военных кораблей.

Но было уже слишком поздно, и Рогозин, по его собственному высказыванию, нашел там лишь декорации для фильма «Сталкер», а не живое предприятие. И, конечно, догнивающий ракетный крейсер «Украина», младший брат крейсера «Москва», который уже никогда не будет достроен.

Сегодня украинские патриоты возлагают все надежды на великую аграрную державу и строительство некоего постиндустриального общества, у которого наличие промышленной кооперации и промышленности как таковой вызывает лишь отвращение и ассоциации с ГУЛАГом.

Но и среди патриотов России в границах 1991 года слышны голоса о том, как здорово теперь живется без украинских нахлебников, с которыми больше не нужно делиться доходами от экспорта нефти и газа.

Вот и выходит, что куски развалившегося советского народа по мере распада скреплявшей его технической кооперации расходятся, как в море корабли.

Рождаются две новых нации – украинская аграрно-постиндустриальная (а в реальности доиндустриальная) и российская, опирающаяся на «национальное достояние».

Украина и Россия возвращаются в этом смысле в «допотемкинские» времена, когда волны Черного и Азовского морей омывали Дикое Поле.

Вам может быть интересно

AZAL назвала «внешнее воздействие» причиной катастрофы Embraer 190 у Актау
Темы дня

Франция дает Украине имитацию помощи с воздуха

Во Франции завершилась подготовка украинских летчиков для передаваемых ВСУ истребителей Mirage 2000. Их обучение заняло всего полгода – вдвое меньше, чем у пилотов F-16. В скором времени может начаться боевое применение этих самолетов. Какова будет эффективность наскоро обученных пилотов и чем России ответить на появление «Миражей» в зоне спецоперации?

Запугивая НАТО «реваншизмом», украинцы врут только наполовину

На Украине придумали новый довод для НАТО, чтобы выпросить приглашение в альянс: Украина сможет напасть на Россию после послевоенного восстановления и прихода к власти реваншистов, а НАТО ее от подобного удержит. К таким угрозам нужно отнестись серьезно, поскольку они из разряда очевидных. Только устранять их нужно иначе.

Юшков: «Северный поток» можно включить и без американцев

Морской эксперт осудил норвежских моряков за отказ спасать россиян с «Урсы Майор»

Маск сказал, когда Земля станет непригодна для жизни

Новости

Миллиардер предложил награду за первый сбитый F-16

Российский миллиардер Сергей Шмотьев подтвердил готовность выплатить 15 млн рублей за уничтожение первого истребителя F-16 в рамках специальной военной операции.

Два члена экипажа Ursa Major пропали при эвакуации

Судьба двух членов экипажа судна Ursa Major остается неизвестной после эвакуации в Средиземном море из-за террористической атаки. На борту было 14 человек, но два члена экипажа не найдены.

В сирийских приграничных деревнях начались протесты против военных Израиля

Жители сирийских деревень у границы с Израилем выступили против израильских войск, опасаясь продолжительной оккупации, и организовали протесты, требуя ухода военных со своих территорий, сообщили СМИ.

ФСБ: Американец Спектор передал данные для скрининга населения России

Американец Джин Спектор, осужденный в Москве на 15 лет за шпионаж, передавал Пентагону данные для разработки системы генетического скрининга, используя сведения, включающие государственную тайну, сообщили в ФСБ.

AZAL приостановила полеты во Владикавказ, Нижний Новгород и Саратов

Авиакомпания Azerbaijan Airlines (AZAL) сообщила о приостановке выполнения рейсов в еще три российских города.

Москвичам рассказали о погоде в новогоднюю ночь

В новогоднюю ночь в Москве ожидается переменная облачность без осадков и мороз до минус шести градусов, сообщил синоптик Евгений Тишковец.

Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент и. о. президента

Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент исполняющему обязанности президента и премьер-министру Хан Док Су, поддержку этому решению высказали 192 депутата.

Предсказано обострение конфликта между Афганистаном и Пакистаном

Удар ВВС Пакистана – лишь один из эпизодов продолжающегося обострения между Исламабадом и Кабулом. Афганистан вряд ли ответит соседу военными мерами, но у него есть в запасе некоторые рычаги давления на пакистанские власти, сказал газете ВЗГЛЯД востоковед Петр Топычканов. Ранее в Кабуле подтвердили гибель 52 человек после удара Пакистана.

Российские войска освободили Загрызово в Харьковской области и Ивановку в ДНР

Активными действиями подразделений группировки «Запад» освобождены Загрызово в Харьковской области и Ивановка в Донецкой народной республике (ДНР), сообщил на брифинге официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

АПЛ «Архангельск» вошла в состав ВМФ

Атомная подводная лодка «Архангельск» проекта 885М «Ясень-М» официально вошла в состав ВМФ России, церемония прошла на предприятии «Севмаш» с участием главнокомандующего ВМФ адмирала Александра Моисеева.

Зонд НАСА вышел на связь после рекордного сближения с Солнцем

Зонд Parker Solar Probe, приблизившийся на 6,1 млн км к Солнцу, успешно вышел на связь с Землей, подтвердив штатное функционирование всех систем.

Китай ввел санкции против семи оборонных компаний США

Китайские власти ввели санкции против семи американских оборонных компаний за поставки вооружений Тайваню, что стало ответом на действия США, нарушающие принцип «одного Китая», сообщает МИД КНР.
Мнения

Игорь Караулов: К территориальным претензиям Трампа следует отнестись всерьез

Для России было бы очень нежелательно, если бы Трампу удалось сделать территориальные претензии новым мировым трендом. Земли у нас много, богатства в ней неисчислимые, и прежде с Запада уже звучали предложения сделать Сибирь мировым достоянием.

Геворг Мирзаян: У Запада есть меньше месяца для того, чтобы спровоцировать Россию

Врагам необходимо сейчас создать для Путина ловушку. Организовать такие провокации, которые поставят Москву перед двумя плохими вариантами. Первый – отвечать на них и тем самым идти вверх по лестнице эскалации. Второй – не отвечать, а тем самым демонстрировать сдержанность, которая рядом советников Трампа будет восприниматься как слабость.

Тимофей Бордачёв: Поглощение Канады разрушает стереотипы в политике

Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»