Петропавловск-Камчатский, Самара, Нижний Новгород, Петрозаводск и далее по всей территории нашей необъятной Родины.
Сообщения о нападениях на медработников и отказах пропустить спецавтомобили скорой помощи заботливо выдергиваются из сводок региональных УВД и «вне очереди» попадают в новостные ленты, вызывая закономерное возмущение читателей и надолго сохраняя лидерство по просмотрам.
Бьют их не по кодексу, а по лицу
И вот уже оперативно депутаты всех уровней выходят с законодательными инициативами об ужесточении, усилении и разрешении разве что не расстреливать на месте тех, кто посмел прикоснуться или встать на пути.
И вот уже седовласые профессора, увенчанные всеми возможными и невозможными регалиями, качают на пресс-конференциях головами и призывают общество вспомнить о том, что врач священен и неприкосновенен.
Само же общество выплескивает свое возмущение на многочисленных интернет-форумах и, под ненавязчивым руководством «неформальных лидеров», готовится к очередному ужесточению ответственности.
Казалось бы, о чем здесь говорить?
Если отставить в сторону различные «теории заговора», то в остатке имеется нормальная схема функционирования гражданского общества. Если гражданскому обществу что-то не нравится, то оно вырабатывает внутри себя «противоядие» и через своих легитимных представителей облекает его в форму и норму закона. Вот только в данном случае вместо желанного всеми скальпеля мы рискуем получить гомеопатические пилюльки.
Кому выгодна такая подмена?..
О выгодоприобретателях разговор отдельный. Здесь скажу коротко.
Ситуация с нападениями на врачей не нова, и дорожные разборки с участием скорой – проблема не последних лет. Знать, кому-то потребовалось ее «подсветить», дабы затмить какие-то другие проблемы. Или «стравить пар», накопившийся в обществе. Вот только правильно просчитанная и организованная кампания имеет, на мой взгляд, потенциально очень опасные последствия.
Недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова объявила о том, что ее ведомство внесло на рассмотрение Государственной думы законопроект, предусматривающий за препятствование проезду автомобиля скорой помощи штраф в 30 тысяч рублей и лишение права управления на полтора года. Ждут своей очереди также несколько законов, ужесточающих ответственность за нападение на врачей «при исполнении».
В том, что указанные законопроекты обретут правильную форму и станут законодательной нормой, сомнений нет никаких. Принесут ли они пользу самим медикам и всему обществу – уверен, что нет.
Давайте разбираться «по пунктам».
1) Российское законодательство предусматривает ряд профессий, пользующихся особой защитой и попечением государства. Они перечислены в ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и в ст. 317 УК РФ. Все они занимаются обеспечением безопасности государства, расследованием преступлений и ежедневно имеют дело с реальной, осознанной, «взрослой» преступностью.
Сроки за посягательство на представителей этих профессий или их близких просто космические (от 12 лет до пожизненного заключения), но с одной принципиальной оговоркой – в случае, если это посягательство осуществляется в связи с их профессиональной деятельностью. Во всех остальных случаях законом они рассматриваются «на общих основаниях».
Логика выделения указанных профессий в особую группу и более жесткой ответственности за покушение на их представителей неоспорима.
Государство обязано особо защищать людей, которые представляют его в отношениях с не самыми законопослушными гражданами. Однако можно ли дополнить данный список врачами?
Ведь независимо от того, как именно будет оформлена ответственность за нападение или воспрепятствование деятельности врача, отдельной ли статьей или изменением и дополнением действующих норм, речь идет именно о расширении указанного выше списка.
2) Врач – профессия «гражданская». По умолчанию врач сталкивается с криминалитетом не больше и не меньше, чем любой другой гражданин Российской Федерации. Может быть, несколько больше сталкивается с последствиями каких-то криминальных ситуаций, но не попадает в них сознательно и целенаправленно.
Если отбросить все «эмоциональные кружева», то практически во всех случаях, которыми мы так возмущаемся, медработники сталкивались не с сознательными, «профессиональными» преступниками, а с обыкновенным «быдлом». «Гопотой», воспитанной на полном беспределе и отсутствии «понятий» последних трех десятилетий.
У них не было умысла на то, чтобы причинить вред конкретному врачу или медработникам как профессиональной категории. Они готовы были кинуться на любого, кто оказался бы в тот момент рядом.
3) Теперь забежим в будущее и представим, что государство все же приняло закон об ужесточении ответственности за нападение на медработника «при исполнении».
Следующей социально-профессиональной категорией, претендующей на «уголовную исключительность», должны будут стать почтальоны. Ах, вы еще не знаете, сколько почтальонов ежегодно убивают за стариковские пенсии, которые они разносят? Много. Как бы даже не больше, чем врачей. Последний случай, кстати, произошел около месяца назад.
После почтальонов особую защиту стоит распространить на ремонтных рабочих газовых и электросетей (помните, как на них цыгане напали целым табором?) или, например, эвакуаторщиков.
Они выполняют очень важную социальную функцию и подвергаются нападениям ежедневно. В результате через несколько лет мы будем иметь кастовое общество в его классическом виде. Причем кастовость будет оформлена «де-юре». Правильно ли это? Однозначно нет!
К сожалению, простое решение, продиктованное эмоциями, никогда не бывает лучшим. Вот и в данном случае «усиление и ужесточение» защитит медиков лишь на бумаге. Перефразируя старый анекдот о еврейском погроме, бьют их не по кодексу, а по лицу. И упырю, в состоянии тяжелого алкогольного психоза кинувшемуся на врача, абсолютно все равно, получит он за это год или пять.
Можно ли решить проблему?
Да. И для этого вовсе не надо изобретать что-то новое. Все в этом мире уже изобретено. Если в любой цивилизованной стране вы ударите врача – сядете в тюрьму, ударите почтальона – сядете в тюрьму, ударите сантехника – сядете в тюрьму, ударите соседа в споре за парковку – сядете в тюрьму.
Не обязательно надолго, но обязательно сядете.
Независимо от того, сколько у вас денег, являетесь ли вы инвалидом и имеете ли на попечении целую армию сирых и убогих родственников. Сядете неотвратимо. На месяц, на два, на полгода. Может быть, именно поэтому там не бьют врачей и почтальонов?
Вот только проблема в том, что мировой опыт не согласуется с политикой декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса. Причем именно тех самых статей, под которые подпадают действия гопников, избивающих врачей и медсестер.
Ну и напоследок в качестве послесловия.
Довелось мне на рубеже веков, в относительно спокойное еще время, несколько раз участвовать в рейдах Госавтоинспекции под названием «Маячок». Дело происходило следующим образом:
По оживленной городской улице запускался автомобиль скорой помощи. За ним следовал автомобиль ГАИ. За несколько десятков метров до перекрестка скорая включала иллюминацию и сирену. Гаишники отсчитывали пять секунд и выхватывали из потока того, кто находился в этот момент перед скорой.
И никого особо не интересовало, была ли реальная возможность уступить дорогу. Впрочем, и штраф тогда был сто рублей, а не 30 тысяч и полтора года лишения. У кого-то есть основания полагать, что технология изменится и экипажи ДПС будут честно лазить по заснеженным дворам, карауля ситуацию с не пропущенной скорой?