Мнения

Олег Бондаренко
политолог, директор Фонда прогрессивной политики

«Покаяние» режиссера Быкова и борьба за культурный суверенитет

18 октября 2017, 17:50

Фото: из личного архива

С начала 1990-х в нашей стране государство отдает безусловное предпочтение вопросам собственности в ущерб всем прочим сферам жизни. Объекты материального достоинства заботят власть не в пример больше объектов достоинства общественного и культурного. Наверное, так и должно быть при капитализме, в эпоху которого мы так безудержно вступили с 1991 года.

Но когда, сосредоточившись на бизнесе, российское государство чуть было не утратило контроль за политическими процессами и развитием гражданского общества в первой половине 2000-х, первый Майдан – «оранжевая революция» в соседней стране – заставил российских чиновников отвлечься на идеологию.

После этого мы узнали о концепции «суверенной демократии» и «энергетической сверхдержавы», в стране возродилась молодежная политика – различного рода провластные движения стали хорошей школой для молодых ребят, некоторые из них сегодня стали уже губернаторами (например, Псковской области). Когда опасность отступила, государство снова забыло/забило на сферу идеологии.

И тут на той же Украине случился уже второй – с приставкой «евро» – Майдан. Кремлю опять пришлось реагировать – с ночи закрытия сочинской Олимпиады началась «русская весна», вернувшая Крым и защитившая Донбасс. Государству снова пришлось вспомнить про идеологию – «русская реконкиста», «своих не бросаем» и прочее.

При этом надо сказать, что российская элита, ставшая за эти десятилетия частью западного истеблишмента, уже довольно сильно сопротивлялась изменению правил игры. «Пармезаны на госслужбе» привыкли жить с семьей в Европе, работая в России. «Белоленточные» протесты, так же как и расследования их лидера Алексея Навального, подпитывались поддержкой конкурирующих правительственных кланов.

Появилось даже устойчивое в политических кругах определение Навального как «самого дорогого мессенджера по передаче сообщений одних групп элиты другим».

Казалось бы, уж столько раз наступая на одни и те же грабли, можно было понять, что без участия государства в созидании идеологии обойтись в нашей стране никак нельзя.

Ан-нет,

все время рыночные принципы норовят применить (и активно применяют) к сфере культуры.

«Успешными» считаются проекты, одобренные либеральной тусовкой, типа «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

И государство за пять лет тратит на них миллиард рублей. Либеральный мейнстрим в театре и кино давно уже стал самой настоящей диктатурой определенных деятелей искусства. И что самое ужасное, с согласия и потакания власти.

Вы скажете, власть разнородна – и будете правы.

Одни по незнанию или от невежества, другие из-за дефицита времени (из серии на культуру – по остаточному принципу), умные третьи – с умыслом поддерживая своих, в результате создали левиафана.

Только, в отличие от одноименного фильма Звягинцева, это антигосударственный по духу, либерально-тоталитарный левиафан, диктующий свои правила всем, кто имеет наглость заниматься кино или театром в нашей (они говорят, «этой») стране.

И вот среди этого заасфальтированного либеральными ценностями отечественного кинопространства вдруг произрос такой самородок, как Юрий Быков.

Самобытный молодой режиссер, родом из Новомичуринска Рязанской области, снял несколько остросоциальных лент о торжестве несправедливости в России – фильмы «Майор» и «Дурак» повествуют о нравах глубинки, ее начальниках и блаженных, тех самых «дураках», которые хотят еще что-то изменить.

На кинофестивалях в Венеции, Каннах и Берлине фильмы Быкова пришлись по вкусу просвещенным европейцам. Но, сдается мне, вовсе не из-за тех глубинных смыслов исконного русского правдоискательства, которое закладывал в них режиссер, а по другой причине.

Как давно известно, депрессуха и безнадега русской провинциальной жизни, особенно если она обильно смочена кровью, потом и дерьмом, особенно ценится на Западе.

Там за это дают «золотых львов», «пальмовые ветви» и прочие знаки избранности кинематографического мира, которые должны подчеркнуть невыносимую тяжесть бытия в дикой России одаренных режиссеров и хоть немного облегчить их тяжелую участь.

После этого Быков снял превосходный сериал «Метод», вышедший на Первом канале. Долго снимал «Время первых», которое в итоге его продюсеры Тимур Бекмамбетов с Евгением Мироновым решили отдать другому режиссеру, начавшему работу с чистого листа. Перед этим собирался приступить к ленте о событиях 2014-го в Донбассе.

Множество раз переписывал сценарии, но в итоге, в том числе и не в последнюю очередь под давлением того самого коллективного левиафана тоталитарных либералов, вынужден был отказаться от задуманного, даже несмотря на поддержку Фонда кино.

Когда культура в нашей стране начинает жить по принципу «в Каннах не поймут» – то есть приоритетности чужого культурного суверенитета – это должно пугать Кремль не меньше угрозы утраты суверенитета экономического.

Но до сегодняшнего времени пропаганда сексуальных извращений, приемов полного оголения и дефекации с обильным матом на сцене за государственный (наш с вами) счет считалась чем-то нормальным, чуть ли не элитарно одобряемым. Самый яркий пример – Кирилл Серебренников, который (и это признают в театральной тусовке все его коллеги) мухлевал с государственным финансированием, но срамные опыты которого при этом государство долго и обильно продолжало финансировать.

И другой пример – актер Михаил Пореченков, которого перестали снимать практически все известные режиссеры после его знаменитой поездки в Донбасс.

Но вернемся к Быкову. Последнее творение режиссера, восхитившее его подлинных поклонников, сериал «Спящие» вышел на прошлой неделе на Первом канале. Снятый по сценарию неплохо разбирающегося в теме писателя Сергея Минаева, «Спящие» описывает настоящие технологии подготовки «бархатных революций».

Лента о противостоянии отдельных честных чекистов и того самого либерального левиафана в лице многочисленных журналистов-чиновников-галеристов-дипломатов и прочих. Прекрасная игра Игоря Петренко – исполнителя роли полковника Родионова, настоящего русского Джеймса Бонда.

Сериал, говоря начистоту, в том числе и панегирик ФСБ. Ну а в чем, собственно, проблема? Почему снимать фильмы о доблестных агентах ЦРУ в Голливуде считается социально одобряемым, а делать картины про фээсбэшников не комильфо?

С каждым днем показа картины травля Быкова в либеральных СМИ, соцсетях нарастала как снежный ком.

Будто бы заработала та самая «фабрика троллей» (пользователей, пишущих за деньги с десятков различных аккаунтов одновременно) по уничтожению пробившегося сквозь либеральный киноасфальт талантливого русского режиссера.

И вот уже Ирина Петровская (собственно, кто это?) щебечет на одной либеральной радиостанции что-то на тему «Быков, потупив взор, не знал, что ответить».

И рефлексирующий художник не выдержал – опубликовал покаянное письмо, полное либеральных штампов вроде «сотен людей, пострадавших от произвола власти» и соответствующих признаний «я предал прогрессивное поколение, которое желало хоть что-то изменить в этой стране». Чувствуете новояз – «этастранство»? Даже лингвистически Быков перешел на лексику врага-левиафана.

Будучи знаком с Юрой последние годы, несмотря на данное «покаяние», хотел бы защитить режиссера. Да, он поддался колоссальному прессингу, который на него обрушился, и не смог проявить устойчивость.

Но скажите мне – а на кого ему опереться в этой ситуации?

Может быть, у нас есть свои кинофестивали мирового уровня, не уступающие Берлинале и Каннам, в которое государство вкачивает деньги? Может быть, Министерство культуры поддерживает социальное кино о поиске справедливости, которого так не хватает нынешней молодежи? В конце концов, может быть, Мединский предложит Быкову возглавить Свердловскую/Ялтинскую или какую другую возрождающуюся киностудию?

Ведь именно такими методами государство могло бы обеспечить суверенитет в культуре и не допустить в том числе культурных революций поколения, в ином случае взращенного предателями и пораженцами.

Когда президент меняет губернаторов десятками, мы слышим с экранов телевизоров про эффективность, приток новой крови, призыв молодых и активных менеджеров в руководство регионов.

Но если, Владимир Владимирович, Вы действительно хотите обновления страны, начните его с культуры – с важнейших из искусств. Пусть художники покажут нам образцы для подражания, примеры, на которые мы должны ориентироваться. И тогда страна действительно получит свежий ветер развития.

Вам может быть интересно

Суд арестовал директора пансионата после гибели от отравления шести человек
Темы дня

«План Зеленского» оказался вбросом и имитацией

«Кремль воспримет украинскую версию как издевательство или вброс». Такими словами эксперты комментируют очередной «мирный план», представленный главой киевского режима Зеленским. Что содержит этот документ и почему он не может являться реальной основой для урегулирования украинского кризиса?

США принуждают Европу к свободе слова

Невиданное доселе событие произошло в западном мире – Соединенные Штаты ввели санкции против своих ближайших союзников, европейцев. СМИ уже называют происходящее «новой холодной войной» – причем не с Россией, а с Европой. Что стало причиной столь острого конфликта между Европой и США?

Ветеран ФСБ оценил возможные версии подрыва полицейских на юге Москвы

Глава МИД Эстонии пригрозил расстрелять «зеленых человечков» на границе

Бывший посол Норвегии похвалил уровень жизни в Москве

Новости

Макрон анонсировал январские переговоры по гарантиям безопасности Украине

Переговоры по предоставлению Украине гарантий безопасности будут возобновлены во французской столице в начале следующего года, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Критические повреждения остановили работу «Укрнафты»

После серии взрывов были остановлены производственные мощности крупнейшей нефтедобывающей компании Украины «Укрнафты», детали о характере повреждений не разглашаются.

Импорт из ЕС в Россию впервые превысил экспорт

За первые девять месяцев 2025 года отрицательное сальдо торгового баланса России с Европейским Союзом составило 0,5 млрд евро.

Путин попросил Набиуллину почаще посещать заседания правительства

Президент России Владимир Путин подчеркнул важность более регулярного участия главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в заседаниях кабмина, обратившись к ней во время встречи с правительством.

Авиаэксперт объяснил значение отечественного двигателя для самолета «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства может произвести революцию в малой авиации России и связать отдаленные населенные пункты, рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Путин вручил государственные награды выдающимся деятелям России

В Екатерининском зале Кремля проходит торжественная церемония награждения, на которой президент Владимир Путин вручает высшие государственные награды заслуженным деятелям культуры, науки и других сфер.

Путин поручил поднимать флаг России на всех спортивных соревнованиях

Президент России Владимир Путин поручил утвердить поправки, устанавливающие обязательное поднятие государственного флага на соревнованиях, и постоянное его размещение на спортивных объектах в России.

Постпред США при НАТО Уитакер заявил о согласовании гарантий безопасности Киеву

Основное внимание переговоров между США и Киевом уделяется вопросам разделения территорий, поскольку гарантии безопасности уже практически согласованы, заявил постоянный представитель США при НАТО Мэтью Уитакер.

Америка возобновила военную помощь Грузии после долгого перерыва

Правительство США выделило Минобороны Грузии грант в объеме около 10 млн долларов, сообщает в среду imedinews.ge, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ ликвидировала готовившего теракт на нефтепроводе в Тюменской области

В Тюменской области был нейтрализован гражданин России, пытавшийся совершить теракт по заданию украинских спецслужб на объекте ПАО «Транснефть», сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России.

Медведь возглавил рейтинг символов России в соцсетях

Медведь вновь оказался самым популярным национальным символом России в соцсетях, при этом вовлечённость по этой теме выросла на 34% по сравнению с прошлым годом, следует из данных исследования «Медиалогии».

Суд вынес приговор диверсанту СБУ на Донбассе

Южный окружной военный суд назначил длительные сроки лишения свободы Владиславу Зайцеву и его матери за диверсии в ДНР по заданию СБУ.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов