Сегодня многие задаются вопросом, насколько современному человеку необходима религия? Успехи научно-технического прогресса в различных областях материального мира впечатляют. И если требуется непосредственный результат, современная наука и конкретные усилия человека часто оказываются действеннее молитвы.
Религия полезна, но она не может в одиночку справиться со многими проблемами этого мира
Страдающему от болезни человеку одних молитв недостаточно – ему нужно качественное медицинское обслуживание. Когда люди прозябают в бедности, мало одних молитв об их достатке и благосостоянии. Нужны реальные программы, направленные на помощь нуждающимся. Когда разгорается война, одни молитвы о мире тоже не помогут – требуются практические шаги для обеспечения мира.
Каждой исторической эпохе свойственен свой способ интерпретации и обоснования картины мира. Долгое время в Европе господствовала религиозная идеология, которую затем сменила эпоха Просвещения с переосмыслением значения Бога. Постепенно за последние несколько столетий научное мировоззрение вытеснило и заменило в сознании людей религиозное.
Тем не менее, как пишет Его Святейшество Далай-лама в своей новой книге «Больше, чем религия. Этика для всего мира», «хотя я понимаю, что наука может поколебать веру в некоторые из аспектов традиционной религии, я не вижу причины, по которой научные достижения должны подрывать и наши представления о внутренних, или духовных, ценностях. Наоборот, в эпоху науки потребность во внутренних ценностях становится насущной как никогда».
Наука – это инструмент познания, она не хорошая и не плохая. Зато люди могут применять ее как во благо, так и во вред. Поскольку наука сама по себе не дает представления о таких понятиях, как добро и зло, нам нужны ориентиры, которые помогали бы понимать, используем ли мы науку и любые другие инструменты во благо или во вред.
Нужен некий портативный свод правил для внутреннего руководства, помогающий принимать решения: вот это я поддерживаю, потому что это хорошо, а этого я буду избегать как плохого. Наука нам такие ориентиры не предоставляет. Они возникают только на основе внутренних ценностей.
В силу культурных, религиозных, политических и прочих различий эти ценности у людей могут быть разными. Тем не менее, чтобы гармонично сосуществовать, нам нужны общие ценности! Сострадание – одна из них. При этом другие ценности у нас могут не совпадать. Например, я считаю, что мы должны жить в обществе с высоким уровнем сотрудничества.
Вы, возможно, полагаете, что общество должно быть более индивидуалистичным и конкурентным. У каждого из нас свои причины так думать. Но мы можем согласиться с тем, что нами должно двигать сострадание. В конце концов, это хорошо для общества, хорошо для людей, хорошо для всего мира.
#{image=12436}Его Святейшество Далай-лама часто ссылается на данные в области эволюционной биологии о том, что бескорыстие и забота о других не только отвечают нашим собственным интересам, но и, в определенном смысле, присущи биологической природе человека.
«Такие свидетельства в сочетании с размышлениями о наших личных переживаниях и простым здравым смыслом способны стать веским доводом в пользу воспитания основополагающих человеческих ценностей без какой бы то ни было опоры на религиозные принципы или веру», – говорит он, отмечая, что такой подход может стать основой светской этики.
Да, люди могут прожить без религии, но не без чувства сострадания. Чувство сострадания – это залог формирования любого гармоничного общества. Я, индиец, могу спокойно сидеть за одним столом и общаться с русскими или представителями других народов, потому что мы обладаем чувствами эмпатии и сострадания.
Вот вам и рецепт выстраивания гармоничных отношений между людьми, природой, окружающим миром. Что касается религии, она может формировать наши представления о сострадании и углублять понимание природы этого чувства.
Религиозные люди, выполняя различные ритуалы, всегда должны помнить о внутренних человеческих ценностях, таких как добросердечность и сострадание. В противном случае получается так, что мы всю неделю грубим окружающим, конфликтуем с ними, а в воскресенье идем в церковь и говорим о доброте, сострадании, о том, как мы все верим в Бога.
Но на следующий день мы снова обижаем людей вокруг нас. Когда мы задумываемся о религии, мы лишь иногда вспоминаем об идеях сострадания и доброты, тогда как об этих качествах нам следует размышлять ежедневно.
Существует фундаментальный вопрос: откуда человек узнает о внутренних ценностях. Не думаю, что можно назвать какой-то один единственный источник. Их передают нам родители, образование, общество, религия. Ингода одни из предложенных ценностей могут вступать в конфликт с другими. Поэтому каждому человеку следует размышлять над тем, какими должны быть его внутренние ценности.
Усвоив некий набор ценностей, важно не следовать этим установкам слепо. Быть догматичным совсем не то же самое, что быть этичным. Быть этичным означает искренне и критично размышлять о том, какие из жизненных принципов можно отнести к внутренним ценностям человека, как они функционируют и как они могут помочь мне стать лучше и сделать общество лучше. Есть много источников, из которых мы узнаем об этике и ценностях, но в конце концов только мы сами должны оценить их эффективность в современном мире.
В мире живет около миллиарда не верующих ни в какую религию людей. Надо признать, что никогда и не было такого, чтобы все были верующими. Даже во времена Иисуса, Будды или Мухаммеда люди не верили только во что-то одно. Итак, из семи миллиардов людей примерно один миллиард неверующие. И было бы заблуждением считать, что у них нет этических рамок и внутренних ценностей или они более ограниченные, чем те, кто разделяет религиозные взгляды.
Идея заключается в том, чтобы найти то общее, что есть между всеми людьми – и это внутренние ценности. Неверующие люди также ценят доброту, сострадание, честность. Это те качества, которые нам следует проявлять в нашей повседневной жизни. Можно сказать, что базовая человеческая духовность первична по отношению к религии.
«Независимо от того, есть ли у нас религиозные убеждения, в каждом заложена склонность к любви, доброте и проявлению теплых чувств. Подпитывая этот важнейший источник человечности – взращивая те лучшие внутренние качества, что мы так ценим в других – мы начинаем жить духовной жизнью», – говорит Далай-лама.
Если мы хотим, чтобы в нашем мире при всем его многообразии преобладали мир и гармония, все мы без исключения должны быть заинтересованы в формирования соответствующих ценностных основ у подрастающего поколения. Детям нужны понятные ориентиры в жизни. Это задача не только государства или школы, это дело каждого из нас.Нужна система, которая будет помогать внутренним ценностям укорениться в сознании детей. Но это вовсе не означает, что каждый взрослый должен твердить ребенку: «Будь этичным!» Дети посмотрят по сторонам и скажут: «Вы обходитесь без всякой этики, почему я должен ей следовать? В стране коррупция, почему я должен следовать принципам этики?»
Лучший способ помочь внедрению этических норм – начать меняться самим. Меняя себя, мы меняем систему: политическую, экономическую, систему образования. Это небыстрый процесс. Но так мы становимся ролевой моделью для детей. У них перед глазами пример людей, которые верят в то, о чем они говорят. И это очень важно. Учителя не должны просто читать лекции о внутренних ценностях. Учебные тексты даны в помощь преподавателю.
А ему уже нужно трансформировать себя, соответствовать тому, чему он учит, чтобы быть способным изменить других. Мы сотни лет пытаемся просто читать лекции о внутренних ценностях, но это не работает. Поэтому учителя, родители, граждане должны сами становиться примером для будущих поколений.
«Перед нами встает непростая задача – обосновать этические принципы и способствовать воспитанию внутренних ценностей, идя в ногу с научной эпохой, но при этом не забывая о более глубоких потребностях человеческого духа, удовлетворение которых многие находят в религии», – говорит в своих наставлениях Его Святейшество. От себя добавлю, что религия полезна, но она не может в одиночку справиться со многими проблемами этого мира. Молитвы и вера меняют человека, а уже человек меняет мир.