От Ивана Грозного и до наших дней у российской внешней политики лишь две главных задачи: обеспечение суверенитета (по-старорусски самодержавия – власти, не находящейся в вассальной зависимости от внешних правителей) и обеспечение свободного недискриминированного доступа страны на внешние рынки.
Именно для выполнения этих задач велись почти все войны, начиная с походов на Казань и Астрахань и Ливонской войны.
За это сражались в десятке войн против Швеции (торговля на Балтике и Белом море без посредников) и полутора десятках против Турции (выход в Средиземноморье). И нынешние «Северный» и «Южный» потоки – про то же самое.
Из-за этого, в конечном итоге, пришлось драться с Наполеоном на Бородинском поле (ну не могли мы поддерживать и дальше блокаду основного покупателя нашего зерна, чугуна, парусины и леса – Англии).
Все остальное – воссоединение русских, защита православных, славянское единство, пролетарский интернационализм, какими бы ни были благородными эти цели – это всего лишь идеологический инструмент. По отношению к основным задачам он вторичен.
Причем решаться две главных задачи могут только совместно. Попытки принести одну из них в ущерб другой, как показал опыт 20 века, не дают устойчивого решения.
В 1917-м выбрали суверенитет в ущерб доступу на внешние рынки. Просто никакого суверенитета без национализации и отказа от царских долгов у нас уже быть не могло – страну грабили процентами, не позволяли решить земельный вопрос, поскольку земля была заложена иностранным банкам, вынуждали участвовать в войне за чужие интересы. Какой уж тут суверенитет?Получили 70-летний цикл санкций с частичным снятием на четыре года войны. Возможно, устояли бы, но, как в начале 1800-х и 1853–1855 гг., необходимость ограничивать аппетиты вызвала нелояльность элиты.
В 1988-м променяли суверенитет на доступ к внешним рынкам. В результате и обещанного не получили, и в долги влезли по уши.
Так что, как ни крути, самое выгодное, во что русское правительство может вложить деньги, – это русская армия. Эти инвестиции окупаются хотя бы тем, что не приходится никому платить дань.
Источник: Блог Владислава Исаева