Десять месяцев тюремного заключения – такое наказание назначил на днях суд города Гамбурга восьмидесятисемилетней гражданке Германии Урсуле Хавербек-Ветцель за отрицание Холокоста.
Трудно себе представить, чтобы фрау Меркель назвала бы эсэсовцев «примером героизма
Как сообщает издание Süddeutsche Zeitung, причиной для разбирательства стали слова пожилой женщины о том, что Освенцим не являлся лагерем смерти, а Холокоста не было вообще. Немецкий суд счел подобные высказывания «усиливающими агрессивные общественные настроения».
С одной стороны, подобный инцидент (а он далеко не единственный за последние годы) можно охарактеризовать как ущемление свободы слова. Защита права на мнение – это одна из декларируемых ценностей западной цивилизации, фундамент демократического социума.
А в западном обществе присутствует довольно широкий диапазон политических воззрений, включая даже откровенно глупые и моветонные. Но с другой стороны, у любой цивилизации есть набор базовых понятий о приемлемом и неприемлемом.
Отрицать чудовищный геноцид евреев в годы Второй мировой войны для Европы непозволительно, и поэтому нормы западной морали позволяют ужать здесь свободу слова (признаем, что в данном случае это вполне справедливо). Помимо общественного осуждения тех, кто пытается обелить преступления нацистов в отношении евреев, в законодательстве ряда стран за подобные деяния предусмотрена уголовная ответственность.
Однако именно в этом аспекте кроется лицемерие и двуличность европейской политики. Осуждая нацизм у себя дома, осознавая его опасность для собственных стран, евробюрократы закрывают глаза на реабилитацию коричневой идеологии в странах Прибалтики, на героизацию нацистских пособников в Молдавии и на Украине.
Трудно себе представить, чтобы фрау Меркель назвала бы эсэсовцев «примером героизма и отношения к Германии». Аналогичные оценки роли ОУН*-УПА* в украинской истории со стороны президента Петра Порошенко остаются без внимания.
Возвеличивание на государственном уровне агента Абвера Степана Бандеры и гауптмана батальона «Нахтигаль» Романа Шухевича, факельные шествия в Киеве, неонацистские батальоны в составе подразделений украинского МВД, русофобия в школьных учебниках и масс-медиа – эти дикие для XXI века вещи остаются без внимания компетентных органов Евросоюза.
По этому поводу не слышны ноты протеста европейских внешнеполитических ведомств, на этом не заостряют внимание СМИ. Действует опробованный годами иезуитский принцип – цель оправдывает средства. Использовать нацистов для геополитического «сдерживания» России целесообразно и оправданно, а значит, про свои принципы можно забыть – они предназначены лишь для внутреннего потребления.
Вот и выходят подобные парадоксы: если еврейское население истребляли немецкие национал-социалисты, то это подлежит безусловному осуждению, а имена преступников – вечному забвению. Если же выясняется, что в Холокосте активное участие принимали современные «герои» Украины и стран Прибалтики, то про невинных жертв можно и не упоминать.
За отрицание того, что Освенцим являлся лагерем смерти, в странах Западной Европы можно схлопотать тюремный срок, а назвать концлагерь Саласпилс, печально известный тем, что в нем тысячами истребляли советских детей, «исправительно-трудовым учреждением» позволительно на самом высшем уровне.
В свое время экс-президент Латвии Вайре Вике-Фрейберга даже помогла издать скандальную «Историю Латвии» с подобным определением Саласпилса.
Вот и выходит, что про зверства восточноевропейских «борцов за независимость» лучше недосказать, переформулировать, а в идеале – забыть.
Характерно, что при прошлогоднем голосовании на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции о запрете реабилитации нацизма против проголосовали три страны – США, Канада и Украина, а страны Европейского союза воздержались. Кажется, более открытого пренебрежения фундаментальными человеческими ценностями ради политической выгоды трудно себе даже представить.Заигрывание с нацизмом не кончается добром – этому учит трагическая история двадцатого столетия. Пусть на сегодняшний день нет предпосылок к тому, что в какой-либо влиятельной стране мира поднимут на штандарт похороненные семьдесят лет тому назад сумасбродные идеи.
Однако поддержка ультраправых человеконенавистнических идеологий на окраинах Европы, пособничество и потакание им могут привести только к одному логическому финалу – ожесточенному локальному конфликту и кровавым этническим чисткам.
А если это и является конечной целью европейской политики, то стоит ли вообще судить впавшую в маразм немецкую старушку? Ведь она преисполнена ксенофобией и агрессией ничуть не меньше, чем творцы восточноевропейского политического курса Брюсселя.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ