Вероятно, это случается почти с каждым – человеку кажется, что он понимает происходящее, но где-то на окраине его сознания шевелится мысль о том, что какая-то важная деталь пазла упущена, и получающаяся без нее картинка выглядит как минимум неполной.
Иран, дерзкий политический соперник США, получает такую манну небесную, как перемирие с Америкой. И как раз накануне серьезной эскалации конфликта на границах России. Случайно?
Каюсь – с самого начала украинского кризиса что-то подобное происходило и со мной, и только на днях я вдруг понял, что же было пропущено. Причем не только мною, но и абсолютно всеми аналитиками, которые пытались глобально оценить происходящее.
24 ноября прошлого года, буквально за несколько дней до начала обострения событий на киевском Майдане (напомню, саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе, на котором должно было состояться подписание Украиной соглашения об евроинтеграции, состоялся 28–29 ноября, а разгон Майдана силами «Беркута», вызвавший резкую эскалацию конфликта и радикализацию настроений протестующих, состоялся сразу после саммита, 30 ноября), в Женеве были подписаны договоренности между Ираном и группой международных посредников, которые стали прелюдией к снятию с Ирана международных санкций в сфере торговли энергоносителями.
Более того – наиболее активную роль в этом процессе сыграла именно американская дипломатия, которая внезапно признала огромный прогресс в переговорах с Ираном по ядерной проблеме, а также добросовестное выполнение этой страной взятых на себя обязательств.
И это, заметьте, после десятилетий открытой конфронтации, начавшейся еще с захвата заложников в Тегеране в 1979 году. Конфронтации настолько непримиримой, что даже необходимость поддержать Иран против поддерживаемого СССР Ирака не привела эти страны к сближению, и сделки по поставкам в Иран вооружений США проводили через ЦРУ и длинную цепочку подставных фирм и организаций (дело «Иран-Контрас», или «Ирангейт»).
О том, насколько это расходится с американской политической традицией, вам могут рассказать, например, на Кубе, которая сейчас не представляет для США даже минимальной угрозы, но которая до сих пор, вопреки всем переменам в мире, находится под американскими санкциями.
Более того – американские санкции против суверенных государств, как показывает практика, являются необходимой и очень важной прелюдией перед последующей «горячей» стадией приведения их к миру и демократическим ценностям.
Югославия, Ирак, Ливия – этих примеров должно быть достаточно для понимания общего лекала, по которому шьются американские «миротворческие» усилия.
И вдруг – Иран, дерзкий политический соперник США, крупный игрок в критически важном для мировой экономики регионе, получает такую манну небесную, как перемирие с Америкой. И как раз накануне серьезной эскалации конфликта на границах России. Случайно?
Рискну утверждать, что нет. Сейчас мы можем с очень высокой степенью вероятности предположить – американские спецслужбы готовились к резкой эскалации конфликта на Украине и ожидали в том числе очень жесткой реакции со стороны России.
Именно для этого им понадобился в том числе нейтральный Иран, способный заменить Россию на рынке энергоносителей либо дополнить ее и других игроков, выбросив на рынок дополнительные миллионы тонн нефти и, в перспективе, сотни миллиардов кубометров газа.
Более того – нынешние события на мировых энергетических рынках, где идет политически мотивированное снижение цен на энергоносители, показывают, что США хотят повторить сценарий, который привел к развалу СССР.
То есть Америка настроена на длительное давление на Россию, которое должно привести – через финансовые трудности – к таким политическим процессам внутри страны, которые как минимум вызовут смену власти в Москве. А возможно, и приведут к ее развалу.
Откровенно говоря, я понятия не имею, собирались ли американцы дарить нам Крым, или это произошло без их ведома. Однако, если исходить из того, что они настроены на развал РФ либо на кардинальную смену ее политического курса, то даже такое смелое предположение имеет право на жизнь.
Ведь вы же, например, не пожалеете прикормки, чтобы заманить большую рыбу к вашему крючку? Но, повторюсь, сейчас никто не может утверждать этого наверняка.
Важно другое – в целом события довольно долго развивались в благоприятном для США ключе, и только какая-то дьявольская осторожность Путина не позволила американцам окончательно демонизировать Россию, сделав ею мишенью уже глобальных, а не евроатлантических санкций.
Важно также понимать, что партия в геополитические шахматы, предложенная нашими «партнерами», еще далека от эндшпиля. Зная упорство американцев, я очень скептически смотрю как на вероятность снятия Западом антироссийских санкций, так и на перспективы внезапного роста цен на нефть.
Да, нам справедливо указывают, что добыча сланцевой нефти и сланцевого газа в США будет нерентабельна уже при цене в 75 долларов за баррель. И эксперты, оперирующие этими цифрами, выражают надежду, что это отрезвит американские элиты. Однако нужно понимать, что сланцевая эпопея вообще стала возможна исключительно за счет мощных политических усилий, которые позволили на протяжении нескольких лет обеспечивать компаниям, занятым в этом бизнесе, статус наибольшего благоприятствования.
То есть американцы не остановились перед большими затратами на отрасль уже в самом начале, и в итоге получили большой мультипликативный политико-экономический эффект. Уверен, что и сейчас они с легкостью смогут себе позволить несколько лет дотирования отрасли, «дожимая» Россию на рынке энергоносителей. И ожидать, что субъективные политические факторы, обваливающие нефтяной рынок, вот-вот изменятся, не приходится.
Относительно того, что же предпринимать руководству РФ в складывающейся ситуации – однозначно сказать сложно. Нужно отметить очевидное – Кремль не хочет никакой резкой эскалации конфликта.
Все его шаги, предпринятые после отзыва разрешения Федерального Собрания на использование армии на территории Украины, однозначно указывают на желание перевести конфликт в вялотекущее русло, не осложняющее и без того непростую политическую и экономическую ситуацию в стране и вокруг нее.
Именно поэтому, вероятно, Путиным были проигнорированы все возможности «газового шантажа» Европы, который, в принципе, мог привести к некоторым позитивным сдвигам.
Интересно в этой связи и поведение наших финансовых властей. Совершенно очевидно, что Минфин и Госбанк могли легко удержать курс рубля в пределах 35 за доллар. Накопленные золотовалютные резервы позволяют на протяжении многих месяцев, если не года, делать это, что называется, с легкостью. Правда, очевидно и другое – когда ресурсы кончатся, ситуация немедленно выйдет из-под контроля, и стагнация нашей экономики тут же превратится в ее отвесное пикирование.
И был, похоже, выбран именно вариант долгой игры – девальвация рубля, которая гарантирует нам как значительную экономию тех самых резервов, так и серьезные экономические бонусы вроде роста промышленности за счет импортозамещения и сохранения профицита во внешней торговле. Если добавить к этому пересмотренный бюджет на следующие годы, то получится, что запас прочности у нас повысился лет до трех.А три года, что ни говорите, достаточно большой срок, чтобы провести какие-то серьезные политические и экономические реформы либо дождаться больших проблем у супостата. Правда, лично я бы предпочел увидеть первый вариант, а то неминуемой смерти США мы ждем с шестидесятых годов, а они все никак не сдаются.
Что же касается нас, рядовых «дорогих россиян», то приходится смириться с тем, что пока мы будем чуть-чуть менее дорогими. Только не надо в этом винить только и исключительно Кремль.
Мы с вами это заслужили, когда на протяжении двух десятилетий презрительно смотрели на российские продукты питания, одевались в китайско-турецкий ширпотреб, катались на немецких авто, устанавливали европейскую сантехнику, а отдыхать ездили преимущественно за кордон.
Да, некоторая толика нашего состояния спущена в итальянский санфаянс. Но суровая правда жизни говорит, что прежде национализации элит нам бы собственный народ национализировать. Да-да, именно так. Потому что, простите, одно без другого не бывает. И наши «элиты», как бы гадко это ни выглядело, есть не что иное, как плоть от плоти и кровь от крови.
Источник: Блог Виктора Кузовкова