Мнения

Евгений Бойко
главный редактор Daily Tribune, Classica.FM, Boyko.ru

«Локомотив или стоп-кран?»

13 сентября 2013, 11:48

Фото: boykoevgeniy.moikrug.ru

То, что рост тарифов естественных монополий сдерживает рост экономики и тормозит развитие государства – прописная истина.

В том, что рост российской экономики замедлился с 4,5% до 1,4% по сравнению с показателем прошлого года, есть немалая заслуга и железных дорог

Со времени распада СССР те же самые поезда ездят по тем же дорогам, прибывают на те же станции. Вот только путешествовать на поезде стало не по карману очень и очень многим.

Правительство наконец-то это заметило и ввело ограничение – нулевой рост в 2014 году. Как отреагировало руководство РЖД? Незамедлительно. Но посмотрим вначале на цены.

Все познается в сравнении. К примеру:

  • РЖД: Москва – Киев, билет в купе (в одну сторону) – 4043 р., люкс – 8000 р.
  • Lufthansa: Москва – Гамбург – Москва – 4800 р. Тариф в обе стороны, включая налоги и сборы.

Улететь в Нью-Йорк можно, купив билет по цене от 13 118 р. Это 10 часов перелета через Атлантический океан. Билет на поезд в Сочи, если не удастся купить плацкарт (в сезон возможно далеко не на каждую дату), в вагоне люкс стоит 13 274 рубля. Это далеко не самый дорогой билет – верхняя цена зашкаливает за тридцать тысяч.

Что может оправдать стоимость суточной поездки, эквивалентной оплате тридцати рабочих дней квалифицированного специалиста? В эту цену входят какие-то сверхдорогостоящие услуги? Трюфели и рябчики? Ничего подобного – обычный комфорт, привычный для пассажиров Deutsche Bahn со студенческими скидками.

РЖД постоянно получает дотации от государства, Lufhansa – коммерчески успешная самостоятельная авиакомпания, которая обеспечивает себя, выплату налогов государству и дивидендов акционерам. Deutsche Bahn – государственная сеть железных дорог Германии, уровень сервиса которой давно стал легендой, а услуги считаются довольно дорогими.

Впрочем, есть масса способов передвигаться по этой железной дороге дешево за счет системы скидок, поощрений и выгодных маршрутов. В РЖД такой возможности нет – любой вариант с пересадками приводит только к удорожанию поездки.

Это касается не только дальних поездок, но и ближних. Чтобы сегодня съездить компанией километров за 300–400 от Москвы, проще скинуться на бензин и отправиться на машине – обойдется в разы дешевле. И быстрее, соответственно.

Какая должна быть рентабельность у РЖД, если поездка вчетвером на автомобиле выгоднее, чем перевозка шестидесяти человек в вагоне? Вернее, составе из десятка вагонов, которые тянет тепловоз на электрической тяге? Фантастическая.

В СССР люди ездили друг к другу в гости – просто так. Раз в год–два, семьей, за тысячи километров. Одной зарплаты хватало на такую поездку родителям и двум–трем детям, подарки туда и покупки оттуда. Из Бийска в Алма-Ату, из Воронежа в Красноярск. Купить плацкартный билет на поездку куда угодно по стране могли себе позволить почти все, независимо от дохода, даже пенсионеры.

Сегодня те же составы ходят по тем же путям – от станции до станции, которые стоят с тех же времен – часто с тех времен не ремонтированные. Только на ж/д билеты в оба конца семье сегодня придется отдать две, а то и три провинциальных зарплаты.

Это, кстати, частично касается и авиаперевозок, несмотря на то, что тут вроде бы нет одного монополиста и присутствует конкуренция. Самый дешевый билет на самолет из Москвы до Барнаула стоит больше 20 тысяч рублей. Слетать на то же расстояние не на восток, а на запад, в Европу, за эти деньги можно два раза в два конца.

«Давно почти не езжу по стране. В Питер дороже плацкартом, чем Ригу. Или чем билеты в оба конца на самолет в Берлин, Будапешт и по акциям, например, в Варшаву», – пишет Алексей Витвицкий в комментариях на моей странице Facebook* на эту тему.

Железные дороги и гражданская авиация, которые должны быть не только локомотивом экономики, но и механизмом социальной коммуникации, одновременно стали фактором экономической и межличностной блокады.

В том, что рост российской экономики замедлился с 4,5% до 1,4% по сравнению с показателем прошлого года, есть немалая заслуга и железных дорог – это ее кровеносные сосуды. При этом реакция г-на Якунина, который явно взбешен тем, что ему не позволено в 2014 году еще повысить цены, больше похожа на шантаж.

В сегодняшнем заявлении он пригрозил убытками более чем в 90 миллиардов рублей (недоберет в 2014-м по тысяче рублей с каждого взрослого россиянина?), сократить инвестиционные программы, отказаться от текущего ремонта 3500 километров путей (это как от Москвы до Сибири), уменьшить на 350 миллиардов рублей налоговые выплаты (это еще около 3000 рублей на одного россиянина, к слову сказать) и уволить 60 тысяч сотрудников.

Источник: Трибуна Общественной палаты

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Российские войска освободили Бердычи в ДНР

Российские военные взяли под контроль село Бердычи в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?