Во времена моей школьной молодости компьютер был лишь у пары моих одноклассников, не говоря уж об интернете. Тогда он сам еще только переставал считаться диковинкой, а скорость если и позволяла скачивать «пиратский контент», то этот процесс был настолько мучительным, что даже сейчас, спустя столько лет, о нем больно вспоминать.
#{quote1}Недалеко от дома было несколько ларьков с аудиокассетами, в ассортименте которых преобладали сборники из серии «Союз», а также матерные пародии на них. На видео можно было найти лишь популярные новинки и известные назубок советские комедии. Если требовалось что-то не из этого списка, зачастую приходилось ездить в центр – при том, что я жил не в деревне, а в Северной столице России. Но даже там – в двух крупных сетевых магазинах города «Титаник» и «Айсберг» – можно было найти далеко не все. Существовал еще «Пурпурный легион» с абсолютной лицензией, но и астрономическими ценами – для школьника или младшего студента, не обремененного возможностью спустить на CD все деньги за месяц.
Я еще помню переписку по почте (не электронной, обычной) с обладателями ценных кассет и CD из других городов (а то и Украины, Белоруссии, Латвии), терпеливое ожидание посылки и радость от наконец-то обретенной возможности послушать столь желанную запись. Сейчас это можно сделать с помощью одного клика, и я искренне завидую возможности сегодняшних 14-летних иметь доступ к любой музыке мира, равно как и к любым фильмам и любым книгам, которых никогда не отыщешь «в реале», но которые уже выложил заботливый человек с похожими интересами. Ты никогда не узнаешь его (зачем?), но всегда имеешь возможность отблагодарить нажатием кнопки «спасибо» или поднятием рейтинга. Интернет – это бесконечная возможность для самообразования, для расширения кругозора и формирования вкуса – разумеется, для тех, кто ищет в нем именно это. Ларек с кассетами «Союз» такой возможности не давал, а кому писать письма – далеко не всегда было известно.
Уже сейчас я осознаю, насколько другими были бы мои вкусы в то время, насколько обширнее были бы познания в той же музыке, да и вообще в искусстве, будь у меня тогда доступ в Сеть. Что говорить о миллионах людей из маленьких городов, где в музыкальных магазинах нет выбора, а книжных магазинов нет вовсе, либо там продаются только «тысяча способов разбогатеть, ничем не занимаясь». Интернет стал великолепной возможностью для самообразования – торренты, файлообменники, форумы и социальные сети играют в этом далеко не последнюю роль. И, конечно, не стоит забывать про финансовый фактор – сколько компакт-дисков в месяц может позволить себе провинциальный студент без работы, или – черт с ним – просто малообеспеченный, но интеллигентный человек? Сколько видео, сколько книг – да еще и с доставкой из самой столицы? Зачастую ответ – нисколько, потому что ему надо еще что-то есть. Розанов говорил, что книга не водка, чтобы стоить дешево? Ну так провинция и выбирает водку. А во времена Розанова просто не было сервиса bookmate.
Закон против пиратского контента, который вступит в силу 1 августа, согласно этой логике, приведет только к тому, что условной водки станут пить больше. Вряд ли найдется сегодня человек, который ни разу не скачивал из интернета фильмы, музыку, книги. Из слов чиновников следует, что простых пользователей за скачивание нелегальных фильмов наказывать не будут, а на «провинившихся» сайтах будут блокировать лишь незаконные странички. Но сам текст закона гораздо шире: он в принципе запрещает размещать ссылки на страницы, на которых потенциально могут нарушаться исключительные права, и устанавливает ответственность за подобные действия, без оговорки – кто и на каком ресурсе этим занимается. Статья будет распространяться на все объекты исключительных прав, включая литературу, фото, музыку, патенты, товарные знаки и проч.
Таким образом, мы видим, что человеку закрывается доступ к самообразованию. Оно опять рискует быть доступным лишь жителям столиц и тем, у кого есть деньги, а бедным провинциалам тем самым рекомендуется не отвлекаться на всякие мелочи вроде искусства от главной их задачи – выживания.
Однако бояться этого стоит, лишь подразумевая, что запрет будет работать. А в этом есть некоторые сомнения: так, эксперты утверждают, что он не продуман и, по всей видимости, составлялся без должного понимания реалий интернета. Тем не менее, существует и другая причина, которая, на мой взгляд, существенно важнее: та самая, по которой мне, школьнику, записывали кассеты и пересылали по почте неизвестные поклонники разных групп из Латвии и Украины. Причина в том, что мир устроен таким образом, что люди в нем делятся с другими – и делают это с удовольствием, ничего не требуя взамен. К тому же, это не противоречит основной задаче творчества – стать известным как можно большему количеству людей. О том, что прогрессивные музыканты перешли на систему добровольных пожертвований вместо фиксированной оплаты CD, все давно знают. Закройте сайты и форумы – люди будут делиться друг с другом в личных сообщениях, а поди узнай, что скрывается за названием 12345.zip на файлообменнике. Мне кажется, то, что процесс не остановить, должно быть понятно и самим авторам закона, но вот всяческим поборникам авторских прав теперь можно сказать: «Мы сделали все, что смогли».
«Когда мне нравится музыка, я хочу, чтобы весь мир ее услышал», – говорила моя подруга в годы той же школьной молодости. Интернет стал реальностью, в которой это желание смогло осуществиться. Поэтому сегодняшняя проблема не в том, разумно или неразумно запрещать пиратский контент, логично или нелогично, и даже не в том, ущемляет ли это чьи-то права или, наоборот, защищает. Проблема в том, что это невозможно.