Создание ОНФ сопровождалось «страхом и трепетом» противников Владимира Путина. Они сразу стали спрашивать: если фронт, то кто враги, хотя с самого начала прекрасно знали, что враги ОНФ сегодня и 2 года назад определяются не ОНФ, а самими этими политическими противниками: если они считают сами своим политическим врагом Владимира Путина и возглавляемый им ОНФ, то так они и самоопределяются как противники ОНФ. Потому что ОНФ собрал тех общественных и политических деятелей, которые поддержали Владимира Путина как лидера страны.
Члены ОНФ сыграли важную роль в определении ключевых изменений в российской политике
Но для самого ОНФ с самого начала поиск врага не был целью вообще, фронтовая концепция сложилась не как выражение его ненависти к противникам, а как результат соединения трех традиций. Во-первых, это современная традиция нашего народа, ищущего силы для преодоления наших проблем в великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Не забудем, что ОНФ родился в преддверии 9 мая в Волгограде. Во вторых, это европейская традиция широкой общественной коалиции, сложившаяся в Европе в 30-е годы XX века. Тогда во многих странах сложились такие коалиции, включающие самые разные политические и общественные силы, объединенные одной простой мыслью: фашизм надо не пустить к власти. Такой большой идеей для большого числа политических и общественных деятелей, объединившихся в ОНФ, стала также простая идея: нельзя во второй раз допустить к власти радикалов, как из числа тех, кто стремится вернуть политику распада 90-х годов, приведшую страну к социальной катастрофе, а также и противоположных радикалов, стремящихся к социальной или национальной мести. Поэтому и надо поддержать Владимира Путина. В-третьих, это решимость в отстаивании этих простых и ясных принципов.
Создание ОНФ с самого начала вызвало панику в рядах реваншистов 90-х, потому что создало угрозу их плану. Стратегический план реванша «партии 90-х» тогда просматривался следующим образом. Предполагалось противопоставить друг другу Владимира Путина и Дмитрия Медведева, поссорить их друг с другом; затем нанести удар по Владимиру Путину, вывести его из игры; потом политически изолировать или подчинить себе Дмитрия Медведева и сформировать так или иначе правительство, готовое провести демонтаж завоеваний Владимира Путина и вернуть страну к политической модели 90-х годов под флагом «возвращения демократии и хороших отношений с западными партнерами». Потом настал бы черед и Дмитрия Медведева, когда началась бы чистка политической системы от «наследия путинской эпохи».
Кроме стратегического плана был и тактический. Он предполагал «слить «Единую Россию», просаботировав ее избирательную кампанию и направив против нее пропагандистские орудия ряда телеканалов. Потом предполагалось использовать низкий процент «Единой России» для атаки против Владимира Путина. Дескать, лидер партии, пользующейся такой маленькой поддержкой в обществе, не может быть кандидатом от большинства на президентских выборах. Отсюда был переход уже к стратегическому плану.
В феврале 2011 года уже стали ясны основные очертания этих стратегических и тактических планов. Избирательная кампания «Единой России» откровенно саботировалась в тех структурах, которые ею раньше обычно и занимались. Стало ясно, что необходимо переводить ведение избирательной кампании в другие штабные структуры. Поэтому формирование ОНФ в мае 2011 года было воспринято в политических кругах однозначно: Владимир Путин и его сторонники понимают направленные против них планы и полны решимости сорвать их. Они обладают политической волей, чтобы бороться за победу не только на аппаратном уровне, но и на поле публичной политики.
ОНФ ясно заявил: у Путина есть избиратель и есть политики, готовые при необходимости прямо, через голову политического аппарата обратиться к народу, поддерживающему Путина. Одновременно при формировании ОНФ возникла возможность создания работающего политического штаба, который мог бы провести полноценную избирательную кампанию в случае продолжения саботажа. Так саботаж был сорван, парламентская избирательная кампания вошла в привычные форматы.
#{interviewpolit}Одновременно ОНФ дал ответ на еще один очень важный общественный запрос – запрос на новые лица в политике. Через структуры ОНФ к политике были подключены новые яркие фигуры, которые пользовались авторитетом в обществе, но были до того времени в тени из-за сложившихся чересчур лоялистских правил игры. Позже в Госдуме именно депутаты по квоте ОНФ стали наиболее яркими в выдвижении новых инициатив. Кроме того, новые люди помогли во многом обновить предвыборную программу как на парламентских, так и на президентских выборах. Во многом на основе общения Владимира Путина со своими сторонниками из ОНФ им была создана серия предвыборных статей, которые легли в основу серии «Указов 7 мая», которые стали главным планом для работы правительства. С которым, кстати, правительство не вполне все-таки справляется, за что и подвергается жесткой критике со стороны прежде всего ОНФ. Именно ОНФ выработал так называемую народную программу, которая включила в себя ключевые общественные запросы и стала стратегической картой для российской власти на будущее.
Создав альтернативу старому избирательному штабу, ОНФ удалось выиграть первое политическое сражение – «Единая Россия» победила на выборах. Нанести удар по Путину через поражение «Единой России» стало невозможно. Но эта победа далась очень дорогой ценой: рейтинг «Единой России» под грузом жесточайших атак и обвинений в фальсификации выборов опустился ниже уровня, приемлемого для президентской избирательной кампании. Стало ясно, что президентская избирательная кампания может включать структуры «Единой России» только в качестве не основных, а генеральная линия избирательной кампании должна строиться другими структурами. Так ОНФ стал главным лицом Путина и его организационным штабом во время президентской кампании. И Путин и ОНФ уверенно победили.
Работа ОНФ после победы изменилась. Если до выборов ОНФ создавал программу, то после них ОНФ стал контролировать ее выполнение. Поэтому так часты конфликты депутатов от ОНФ и членов правительства. Это не конфликты амбиций, а конфликты политиков, победивших на выборах с определенной программой, и администраторов, которым трудно выполнять эту программу. Но придется, потому что они были приглашены Путиным в правительство не для работы вообще, а для выполнения программы ОНФ, которая стала его предвыборной программой.
Контроль над выполнением программы осуществляется не только через Госдуму и депутатов от ОНФ там. Он осуществляется и через регулярные встречи Путина на конференциях ОНФ. Сам Путин неоднократно говорил, что такие встречи для него ценны прежде всего тем, что позволяют выявить те проблемы, с которыми сталкивается выполнение его программы в нашей социальной и политической реальности. Путин, естественно, пытается максимально соотнести свою политику с мнением народа. Но народ, как Бог, дается политикам не непосредственно, а через свои ипостаси. Через результаты социологических опросов, через выборы: национальные и региональные, через непосредственные встречи с избирателями. ОНФ – это еще одна ипостась народа, главного субъекта политики. ОНФ для Путина выступает как квалифицированная часть народа. Ведь ОНФ включает в себя ведущих специалистов науки, образования, здравоохранения, промышленности, других отраслей общественной деятельности.
Члены ОНФ сыграли важную роль в определении ключевых изменений в российской политике. Яркий пример – Леонид Рошаль, который по сути дела возглавил выступления медицинской общественности за изменение политики правительства в области здравоохранения. Министр был сменен, политика министерства скорректирована. Путин прекрасно понимает, что его долг – помочь таким людям, расчистить дорогу для их идей, заставить бюрократию реализовывать их идеи. И тогда их сила будет и его силой.
Наиболее вероятно, что ОНФ сохранится как широкая общественная коалиция вокруг Владимира Путина. Сейчас такая роль будет становиться все более востребованной, так как в России растет общественная активность и, соответственно, роль общества в политике. Ясно, что это не временные изменения, как реакция общества на парламентские выборы, а долговременный тренд, результат формирования нового среднего класса городов-миллионников, постепенный выход российского общества из состояния анабиоза, в котором оно находилось в нулевые годы после массового разочарования в политике как результата социальной катастрофы 90-х годов.
Вероятность замены ОНФ «Единой России» мне представляется очень маловероятной. Партия контролирует большинство и в Госдуме и в региональных парламентах. Сломать механизм обеспечения такого большинства было бы очень опасно. Фракции партии могли бы разбежаться, ищи потом свищи ветра в поле! К тому же необходимость широкой общественной коалиции все равно есть и будет только возрастать.
ОНФ и «Единая Россия» дополняют друг друга. Но здесь есть и противоречие, связано оно прежде всего с тем, что «Единая Россия» объединяет много людей, добившихся успеха в административной и бизнес-карьере и поэтому заинтересованных в сохранении статус-кво. А ОНФ объединяет много высокопрофессиональных представителей так называемой инфраструктуры: ученых, врачей, преподавателей, инженеров, которые проиграли от деиндустриализации и стремятся изменить правила игры. Это будет основное противоречие в стане сторонников Путина: между теми, кто выиграл и стремится идти по пути медленного улучшения, и теми, чьи высокотехнологичные структуры проиграли и поэтому требуют изменения правил игры – не политической, а социально-экономической. Поэтому и серия статей Путина и «Народная программа» ОНФ предлагают изменить социально-экономическую политику, сделав акцент на развитии этих высокотехнологических отраслей, в том числе гуманитарных.
ОНФ будет понемногу структурироваться, обновляться, но сохранится как не бюрократическая структура непрофессиональных политиков, а как коалиция профессионалов, вынужденных время от времени заниматься политикой, чтобы через нее добиться реализации своих идей в жизнь.
ОНФ и сейчас вызывает страх у политических противников Путина, так как является напоминанием того, что Путин пользуется поддержкой в обществе, что Путин стремится не остановить прошлое, а работать на будущее, что Путин силен не сам по себе, а тем, что выражает чаяния многих людей.