Мнения

Дмитрий Адамидов
независимый аналитик

«Делаю, ибо абсурдно»

31 октября 2013, 16:30

Фото: investcafe.co.uk

«Москва есть Третий Рим», что бы там ни говорили скептики. Здесь Тертуллианов богословский парадокс «верую, ибо абсурдно» получил надлежащее развитие и трансформировался в «делаю, ибо абсурдно». Причем применяется эта максима при решении вполне насущных хозяйственных вопросов.

Когда всерьез встал вопрос о модернизации генерирующих мощностей, инвесторы восприняли это, мягко говоря, без большого энтузиазма

Судите сами: официально на сегодняшний день в России не завершена только одна реформа – ж/д транспорта. Прочие, в том числе реформа электроэнергетики и ЖКХ, считаются законченными и официально признаны успешными.

Правда, об этих «успехах» громко предпочитают не говорить: вероятно, тут решили поступить так же, как американцы со Второй мировой войной – ждут, когда пройдет 20–30 лет, чтобы начать переписывать историю в нужном ключе.

Что не так с реформами? Если коротко: проблемы с последовательностью действий. Чтобы конкуренция расцветала, необходимо соответствующим образом подготовить инфраструктуру. В энергетике это сетевое хозяйство, на железной дороге – рельсы, шпалы, контактная сеть и другие неприбыльные сегменты.

Эти неприбыльные сегменты нуждаются в ремонте, модернизации, расширении пропускной способности. Что требует немалых инвестиций, которые бизнес не потянет в принципе, даже если очень захочет. Поэтому рациональным решением в сложившейся ситуации было бы: сначала модернизировать инфраструктуру, создав кроме того задел для дальнейшего развития всей промышленности в стране, а затем уже выделять прибыльные сегменты и создавать конкуренцию.

Но поступили, как известно, ровно наоборот. Судьба реформ была решена довольно быстро, и все первоначально вроде бы шло хорошо, но... оказалось, что инфраструктура уже совсем не выдерживает и без инвестиций рассыпается. Вследствие чего никаких прибылей ни у кого может не остаться.

Первым делом «опомнились» в отношении электроэнергетики. В последние несколько лет инвестиции в отрасль пошли: и в сетевое хозяйство, и в генерацию. Хотя, если бы не авария на Саяно-Шушенской ГЭС, еще бы неизвестно, как быстро бы выделялись деньги. Но факт остается фактом: сегодня государство начало двигаться в правильном направлении.

Одного национального монополиста сменило множество региональных (очень характерный пример в этой связи – «Новосибирскэнерго»), а обещанные инвестиции, конечно, пришли, но далеко не везде и совсем не в том объеме, который обещали отцы-реформаторы.

Когда всерьез встал вопрос о модернизации генерирующих мощностей, инвесторы восприняли это, мягко говоря, без большого энтузиазма. Недавно даже Путину про это написали.

Я не склонен в данном случае как-то особо нападать на инвесторов, потому что в ходе реформ сложилась ситуация, когда каждый участник процесса по-своему прав и вроде бы действует рационально, но в целом получается тот самый абсурд.

Рассмотрим это на примере ж/д транспорта, а именно – ситуации с либерализацией локомотивной тяги. Это, по сути, последнее крупное мероприятие в ходе структурной реформы. Подвижной состав уже передан частным операторам, у РЖД остались только локомотивы и инфраструктура.

Либерализация локомотивов выгодна операторам, крупнейшие из которых обслуживают в основном перевозку сырья: нефть, уголь, металлы и т.д. РЖД, в свою очередь, этой передачи очень не хочет, поскольку потеряет серьезный источник дохода, да и попутно технических проблем возникает огромное количество.

Открыто стороны конфликтовать не могут (все же на одной сети работают), поэтому озвучивают свою позицию через третьих лиц: чиновников, профессиональных лоббистов и т.д. И если взглянуть непредвзято – все по-своему правы.

Например, оператор. Возит нефтепродукты или металлы. Нужны ему свои локомотивы? Нужны. Он через это оптимизирует и сроки доставки, и издержки, да и риски сократит. А что до «пробок» на сети – договорится с РЖД, сам поедет, а остальные постоят и подождут. Не может же оператор заниматься развитием сети. На это есть государство вообще и РЖД в частности.

Ну и у РЖД своя правда – они по-прежнему отвечают за общее функционирование системы ж/д транспорта, но при этом реальных рычагов повлиять на ситуацию у компании почти нет. Как показала история с либерализацией рынка вагонов, к повышению качества перевозок передача подвижного состава из одних рук в другие не приводит. Скорее наоборот.

По факту количество вагонов увеличилось, управление ими усложнилось (что логично: был один центр управления, стало несколько десятков), а инфраструктура осталась та же самая. В результате – пробки, ехать стали существенно медленнее. А если к этому прибавить еще и локомотивы, тут вообще возникает большой вопрос о том, как управлять движением.

Я утрирую, конечно, но не получится ли в итоге у нас как в революцию: поезд едет как может, по мере наличия угля и отсутствия грабежей по дороге.

Изначально всё управление ж/д сетью создавалось в расчете на единственного оператора. Кстати сказать, систему управления движением «доводили до ума» примерно 15 лет: автоматизация, отработка техрегламентов, реакция на нештатные ситуации, ЧС и прочее и прочее. Во что выльется перестройка её в соответствии с новыми условиями – это большой вопрос.

Я встречал оценки, что с учетом либерализации локомотивов на перестройку системы управления потребуется около 400 млрд рублей. А про сроки мои собеседники говорили неохотно, так как много может выявиться самых разных подводных камней.

В итоге можно выбрать «дешевый» вариант, предлагаемый РЖД, и ничего никому не передавать, или «дорогой», предлагаемый МЭР и операторами, и все передать, но до этого построить новую систему управления ж/д транспортом. А еще лучше – «заодно» и обновить инфраструктуру, на которой и операторам места хватит, и Транссиб будет за 7 дней, и вообще международные транспортные коридоры какие-нибудь расцветут.

Вопрос только в том, чтобы решение это было подкреплено здравым смыслом и необходимыми ресурсами для его реализации. А вот с этим и возникают самые большие проблемы.

Нет, вы не подумайте, у нас в правительстве собраны очень чуткие и понимающие люди. Более того, они почти по любому серьезному вопросу с вами согласятся и скажут «да».

– Нужно пойти навстречу чаяниям крупного бизнеса? – Да!

– Нужно ли поддержать отечественное машиностроение? – Да!

– Нужно ли модернизировать ж/д инфраструктуру? – Безусловно, да!

– Нужно ли снижать тарифы? – Да, да, да!!!

И вот тут на авансцену выходит Минфин и говорит: а денег нет!

Или: деньги дам, но половину, и то через три года.  Ну, или еще что-нибудь в таком духе.

И... мы имеем то, что имеем. Все ведут в рамках поставленных начальством задач, но в целом ситуация абсурдная. Конечно, периодически перцу еще добавляет ФАС, которая нет-нет, да и посоветует: а вы воспользуйтесь опытом реформы электроэнергетики и сделайте то же самое на железной дороге. Ну, наверное, чтобы уже гарантировано все встало.

Или какого-нибудь депутата либо журналиста вдруг осенит – надо срочно внедрять опыт реформ Англии и Германии! Только надо иметь в виду, что сегодня Великобритания вынуждена отказываться от части проведенных реформ, а железные дороги Германии буквально бьются за то, чтобы инфраструктура осталась в собственности государства. Не работает это почему-то, хотя на бумаге всё очень красиво.

Что же до взвешенного решения, то по старой российской традиции принять его может только первое лицо. Президент то есть. Никого другого просто слушать не станут. Поэтому остается только ждать. Будем надеяться, что не очень долго.

Вам может быть интересно

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Зеленский рассказал о Боге «с украинским шевроном»

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

Макрон опасается размещения российских ракет на Украине

Мощность и дальность российских баллистических ракет подвергает опасности всю Европу, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Украинцы бегут в Молдавию, бросая транспорт на трассе

Представитель Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко заявил, что в стране участились случаи нелегального пересечения границы с Молдавией по трассе Маяки – Удобное в Одесской области.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?