Что такое институт общественного порицания? Это давно забытая система отношений, когда общество, зная, что человек совершил мерзость, ни при каких обстоятельствах не протягивает ему руки. Подлец должен быть везде гоним, приличные люди не должны пускать его на порог, уважающие себя бизнесмены не должны вести с ним дел и так далее.
Все должны знать в лицо людей, которые переходят границы норм морали и приличия
В древности самым страшным наказанием считались не пытки, какое-нибудь там четвертование, например, а элементарное изгнание из социума с вручением «волчьего билета». Совершив пакость, невозможно было избежать клейма, которое становилось визитной карточкой такого персонажа. Недаром в прошлые века кончали жизнь самоубийством чаще не от тяжелого материального положения, а из-за несмываемого позора.
А теперь я хочу представить вам кандидатуру одного, с позволения сказать, человека, который считает нормальным и даже как-то обосновывает право поганить в храме иконы, обливая их чернилами... Знакомьтесь – Пиотровский Юрий, человек с богатой биографией, который успел и побомжевать, и отсидеть 10 лет, и эмигрировать, и обрести веру. Это тот самый, который по только ему понятным и обоснованным причинам осквернил иконы в храме Христа Спасителя.
Чем можно оправдать его действия? Опять политический протест, скажете? Или он «свободный художник»? Может быть! Для меня он – просто изгой!
Вне зависимости от того, на чьи святые символы направлены провокационные действия, достоинство какой конфессии задето, вне зависимости от того, как эти действия могут называться, будь то перформанс, инсталляция, рок-концерт, – они порочны и предосудительны. Подобные поступки характеризуют человека как крайне невоспитанного, не думающего и, что немаловажно, лишенного чувства собственного достоинства.
Правовые репрессии за необдуманные действия подобного рода практически лишены смысла, тюрьма таких вряд ли перевоспитает. Однако и оставлять незамеченными такие выходки невозможно, иначе довольно скоро подобное может стать нормой, и можно только гадать, к каким тяжким последствиям это может привести.
Общество имеет и внеправовые инструменты в ответ на агрессивное неуважение к себе, общество может отплатить адекватной монетой. Нет, не ненавистью, а полным игнором. Уважающим себя людям, моральным людям – а таких большинство, как бы кому-то ни хотелось иначе, – будет просто, что называется, «западло» общаться с такими «свободными художниками». Эту практику еще иначе можно назвать «гражданской анафемой».
Все должны знать в лицо людей, которые переходят границы норм морали и приличия. Мы должны знать их имена и фамилии, чтобы, не дай Бог, нечаянно не оказать им помощь, не вступить с ними в дело, да просто не садиться даже рядом. Работодатели должны знать, что в их компании трудятся негодяи. И так далее. Намек поняли?
Нет, их не надо бить, не надо в них плевать или троллить. Это сделает их только мучениками в глазах некоторых... В глазах тех, на кого был рассчитан тот или иной поступок или перформанс. Перейдя границы дозволенного, человек должен оказаться в статусе общественного изгоя и должен быть предан гражданской анафеме.
Источник: Сайт Общественной палаты РФ