Сегодня они малюют число Антихриста на православных храмах, пытаются их поджечь, пилят бензопилами и рубят топорами православные поклонные кресты. Это «атеистические дружины» в действии. Они стали следствием болезни безверия, заигрываний с «темными» в СМИ и шоу-бизнесе, моральной поддержки новой коллективной Веры Засулич – Pussy Riot.
Уничтожение православных крестов стало следствием кампании по очернению Православной церкви
Это следствие нашей трагической истории ХХ века, разрушения имперской государственности, грабежа барских усадеб, разрушения церквей и убийств священников...
Лазарь Каганович, взрывавший храм Христа Спасителя, собирался взорвать и храм Василия Блаженного. Дескать, так удобнее будет проводить военные парады и демонстрации трудящихся, если его убрать. Уже замахнулся, убрав храм на макете Красной площади, но был остановлен фразой Сталина «Лазарь, поставь на место». Сегодня общество ждет аналогичных слов и соответствующих им действий от верховной российской власти.
Уничтожение православных крестов стало следствием кампании по очернению Православной церкви, прозападной позиции части российского общества. В прошлом и сегодня обманывающейся тем, что Россия – потенциальный Запад или имеет шансы стать им «здесь и сейчас». Об этом много пишет, например, не склонный к русофилии историк Александр Янов. Кажется, что еще чуть-чуть, и механизм воспроизводства России как отдельной, незападной цивилизации сломается, и мы окажемся «благословенным» Западом.
Но попытка разрушительно вторгнуться в то, что культурологи называют «ядром культуры», а психологи – коллективным бессознательным, заканчивается для западников плачевно во все времена русской истории. До определенного рубежа вторжение возможно, общество поддается обманчиво легко, но дальше никак. Более того, вторжение туда вызывает бурную ответную реакцию, отбрасывающую реформаторов далеко назад, в ситуацию куда худшую, чем та, что была до начала прозападных реформ. Сегодня они рубят православные кресты, вторгнувшись в эти области по-настоящему далеко. Сегодня стоит ждать мощной ответной оздоровительной общественной реакции.
Ведь представление о том, что Россия – атеистический Запад или вот-вот им станет – лишь историческая иллюзия. За ней следует похмелье, от опричнины Ивана Грозного до эмигрантского рассеянья XIX–ХХ века. Не случайно и господин Янов давно уже живет не в России, а в Америке.
Выйдя во времена Горбачева из фрондирующей партийной тусовки, либерального андеграунда и диссидентских кухонь, «русские западники» вновь исчезают в истории. Так, либеральный партийный деятель Марлен Кузенков в романе Василия Аксенова «Остров Крым» исчезает в волнах Черного моря, а бронетанковые колонны советской армии входят на полуостров (остров) Крым. Аксенов увидел эту картину из будущего: настоящему писателю иногда дано его видеть, по-своему интерпретируя и художественно оформляя увиденное.
Духовные наследники Марлена Кузенкова и сегодня полагают, что дело России – учиться у «цивилизованного Запада». Учиться «настоящей» демократии, правам человека, восхищению Pussy Riot, Мерлином Мэнсоном (Marilyn Manson) и Мадонной, учиться полагать, что «одна из величайших трагедий для России – принятие православия», как выразился в свое время господин Познер. Вновь, вслед за большевиками эпохи революции и 20-х годов, учиться относиться к вере в Бога и церкви в духе Вольтера и Французской революции.
Но страна не хочет учиться этому, в ответ традиционно отторгая не в меру прозападные группы. Сегодня это отторжение начинается с волны общественного возмущения антицерковными действиями вандалов, практической реакцией по формированию православных дружин. Поваленные поклонные православные кресты – вызов российскому обществу. Болезнь, долго терзавшая общество, проходит через стадию кризиса. Пройдя ее, больной либо умирает, либо начинает быстрое выздоровление. Общественное выздоровление начинается сегодня с внутреннего негодования, отторжения преступных действий вандалов и общественного размежевания. Размежевание – необходимый этап перед новой общественной консолидацией, ведь кто-то, как это всегда бывает в истории, не готов разделить общие ценности.
Наша общественная консолидация произойдет на основе признания того, что мы не Запад, историческая Россия сама является цивилизацией, центром силы, скрепляющим Евразию. Мы и дальше будем сохранять в истории Русскую православную цивилизацию – сердце Евразии, которая сама принимает решения относительно жизни страны, оценивает свое прошлое и настоящее, рисует образ желаемого будущего.
Специально для газеты ВЗГЛЯД