Мнения

Алексей Рощин
социальный психолог, консультант и политтехнолог

«Если бы министром был я»

28 августа 2012, 18:33

Фото: из личного архива

Принято считать, что все беды российского образования – из-за гнусного Минобра с дураками-министрами, дурацкого ЕГЭ, постоянного недофинансирования, активизировавшегося мракобесия, нищих учителей и т.п., словом – из-за власти. Такой взгляд по-своему оптимистичен, поскольку позволяет думать: ну да, сейчас всё плохо со школой, становится еще хуже – но стоит сменить власть, отменить ЕГЭ, прогнать попов – и о-го-го, сразу же дело пойдет на поправку!

Хочешь не хочешь, а «аттестат зрелости» ты, гражданин, получить обязан, в школе свои учебные часы, будь добр, отсиди!

Я же думаю, что проблема глубже. И мне кажется, что со мной согласятся многие практики-учителя.

Школа у нас больна, но главная ее проблема внутри нее. Она проявляется в нерешенном, нерешаемом и, что хуже всего, всячески замалчиваемом вопросе: «Что делать с теми, кто учиться не хочет?» Этот вопрос – как крыса, сдохшая где-то под половицей в школьном классе: какие пособия и смарт-доски ни закупай, как класс ни отдраивай, сколько учителю ни плати – а все равно работать и учиться с каждым днем всё невыносимей.

Давайте хотя бы этот вопрос поставим. В самом деле: законодательство гарантирует всем гражданам РФ всеобщее бесплатное среднее образование. Но учеба у нас – это ведь не только право; это еще и обязанность! То есть хочешь не хочешь, а «аттестат зрелости» ты, гражданин, получить обязан, в школе свои учебные часы, будь добр, отсиди!

Вот тут и возникает Проблема. Одни учиться хотят и могут, другие – не могут, но все равно хотят, третьи – не хотят, хотя и могут, а четвертые – если и могут, то при очень большом желании (которого у них, как правило, нет). Вопрос – что делать школе с последними двумя категориями? Давайте поставим себя на место учителей и директоров школ. Подумаем вместе.

Выгнать к чертовой матери? Нельзя. У них ведь есть ПРАВО учиться! Закрепленное, между прочим, Конституцией.

Тогда что – понаставить двоек? Во-первых, с определенного возраста такого рода «ученикам» становится наплевать на оценки, а во-вторых – какой смысл? См. п.1 – выгнать-то из школы все равно нельзя. И есть ведь не особо афишируемое «в-третьих» – учитель, ставящий двойки, тем самым оценивает на «неудовлетворительно» свой собственный труд – в глазах проверяющих. Спрашивается – на кой черт учителю такой мазохизм?

А что еще – вызвать родителей? Так у родителей куча отмазок: они и «заняты», и им «некогда», и они «не знают, как повлиять на оболтуса», и, наконец, «вы – школа, это ваша обязанность, а не наша!»

Впрочем, тут мы взяли крайний случай откровенного раздолбая, который учиться не хочет вовсе (кстати, вариант не такой уж редкий). Однако в последнее ведь время получил крайнее распространение другой «подвид» ученика – «раздолбай выборочный». Сейчас ведь в школах огромное количество учеников, которые себе (явно многие не без влияния родителей) чуть ли не класса с пятого придумывают «специализацию» – типа «тут учусь, тут не учусь».

Детишки нынче чуть не с пеленок уже «точно знают», какого рода знания им «понадобятся в жизни», а какие – нет, никогда. Каждый, уверен, много раз слышал от разных юных чад фразы – «ой, математика мне в жизни никогда не понадобится, я буду гуманитарий», «ой, биология мне не нужна», «зачем мне химия», «нафига этот русский и все эти правила, за меня все равно запятые компьютер расставит» и т.д. и т.п.

Опять же вопрос – что делать с этим учителю той же самой химии, к примеру? Если в КАЖДОМ классе есть несколько раздолбаев, которые учиться не хотят ничему в принципе, а также еще минимум полкласса как бы «нормальных учеников», но которые свято уверены, что именно химия (русский, математика, биология и все что угодно) им В ЖИЗНИ НЕ ПРИГОДИТСЯ??

Давайте мысленно поставим себя на место такого учителя. Какие, собственно, у него есть средства воздействия?

Да никаких, откровенно говоря.

Конечно, прирожденный Макаренко где-то сможет петь соловьем и порхать шмелем у доски с такой страшной силой, что последние хулиганы и раздолбаи станут, высунув от восторга языки, ставить химические опыты. Безусловно, уникумы есть везде, и педагогические гении никуда не делись.

Однако госполитика не может строиться в расчете на гениев. Гении потому и гении, что их – один на миллион. Спрашивается, как быть учителям средним, просто – всего лишь закончившим с неплохими оценками какой-нибудь пед? Им-то что делать?

Проблема ведь отнюдь не только в том, что учитель оказывается не в силах передать необходимые знания по той же химии немотивированному ученику; проблема – и, может быть, еще более острая – в том, что ученики, НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ, не дают получить знания тем, кто этого действительно хочет! Немотивированному ученику на уроке банально скучно, и он от нечего делать начинает развлекаться.

Оттого сейчас во многих классах на уроках стоит несмолкаемый гул. Часть класса – меньшая – пытается что-то делать, отвечать на вопросы преподавателя; остальные – большая часть – разговаривают, плюются, играют с телефоном, ходят по классу и т.д.

В этом обычно видят вину «современных учителей». Однако в чем их винить-то? Какие у них есть средства воздействия на нарушителей? Чем старше классы – тем, как правило, неуправляемее они становятся. И это, судя по всему, объективный процесс. Чем больше будет в нашем обществе свободы, тем меньше средств принуждения, тем менее «пугаными» становятся ученики.

Это РЕАЛЬНОСТЬ, господа. Нравится она нам или нет, но нынешняя школа именно такая, а где нет – она скоро станет такой.

Теперь давайте посмотрим на эту ПРОБЛЕМУ глазами Минобра. Да-да – сыграем в игру «Если бы министром был я». Как реагировать? Как достать дохлую крысу из подполья?

Лично мне тоже активно не нравятся все эти новации министерства с новыми «Стандартами образования». Мне не нравится, что в старших классах делают обязательной чуть ли не одну физкультуру, а практически все прочие предметы переводят в разряд факультативных, то есть «хочешь – учи, хочешь – не учи».

Следующий шаг Минобра – а он почти сделан – тоже понятен: сделать все эти «факультативы» – то есть физику, химию, биологию, литературу и прочие предметы – платными. Выглядит и звучит гнусно, да. Но логика понятна: разгрузить школьный класс от «немотивированных» учеников. От балласта, который болтает с соседом и играет в игры, потому что «химия не понадобится в жизни».

Мне это всё не нравится, но я понимаю их логику. Я вижу, что все эти министры-фурсенки всё ж не инфернальные монстры, которые действуют исключительно из соображений русофобии и скорейшего изничтожения русского народа. Ребята решают задачу – так, как они видят решение. Возможно, они действительно считают, что лучшего решения просто нет.

И оттого критика, которую ведет в их адрес «Эксперт» и особенно уважаемый мною Привалов, мне все ж представляется не до конца убедительной. Привалов ссылается на опыт продвинутых школ и суперлицеев. Да, конечно, им «послабления» образовательного стандарта ни к чему, только мешают. Но ведь в гимназиях-то как раз и преподают макаренки! Но ведь туда и стремятся отовсюду именно МОТИВИРОВАННЫЕ ученики, которые ХОТЯТ учиться!

А как быть с остальными? С простыми школами и обычными учениками?

Если мы хотим действительно остановить деградацию нашего образования – нам надо дать четкий ответ на вопрос: что делать с немотивированными учениками. Если мы считаем, что наши дети – все дети! – должны все-таки знать химию, физику и литературу, давайте найдем ответ на вопрос:

КАК И С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ШКОЛА ЗАСТАВИТ ИХ УЧИТЬСЯ.

Вариантов-то несколько:

а) отменить всеобщее образование;

б) возродить в школе телесные наказания (скажем, розги);

в) активнее привлекать к процессу полицию (скажем, поддерживать порядок в классе);

г) обрушивать всю тяжесть «неудов» на родителей (скажем, за каждую «двойку» у папы вычитается 10 тыс. из зарплаты.

Что еще? Давайте подумаем.

Источник: Блог Алексея Рощина

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?