Интернационализм, возможно, не лучшая идеология по налаживанию межнациональных отношений. Но в СССР она существовала и худо-бедно работала. А, как известно, лучшая теория – та, что реализуется на практике.
Беспредельщик-чеченец, торгаш-азербайджанец, вор-цыган и так далее. В подсознании они сидят
Не хочу обсуждать, насколько эта идеология была эффективна, жизнеспособна и выигрышна по сравнению с любыми другими. Факт, что она была принята на вооружение в качестве одной из официальных идеологий в СССР и реализовывалась посредством самых разных инструментов, одним из которых являлся кинематограф (вспомните выдернутую из контекста знаменитую ленинскую цитату про «важнейшее из искусств»). Конечно, классик был прав, цирк, литература и прочее тоже важны, но я, прежде всего, хотел бы поговорить о кино – бессменном лидере масс-культуры. То, что кино – мощный инструмент, а художественный образ порой покрепче иного реально существующего, доказала история «фаната» в США, вообразившего себя придуманным Джокером и устроившего бойню в кинотеатре. Так что сила художественного слова очень велика и поныне.
В Советском Союзе перед государственным кинематографом ставилось немало задач, одной из которых являлось способствование сближению народов. Оно и понятно – для страны с сотней национальностей и огромными просторами, где живущий совсем не в медвежьем углу человек мог, однако, за всю жизнь так и не увидеть своего соотечественника не своей национальности, демонстрация того, что носитель иной этнической принадлежности, иной культуры, тем не менее, подвержен тем же эмоциям, существует в соответствии с такими же законами общежития, а значит, ничем особо не отличается, была крайне важной для межнационального мира. Через кино граждане СССР познавали многонациональный мир, и он оказывался не таким уж и непонятным.
И вследствие этого, во-первых, в кино- и телефильмах союзного уровня появлялись персонажи нерусских национальностей (наверное, самый известный из них – «Свинарка и пастух»). Во-вторых, строились и появлялись киностудии национальных республик, где съемки фильмов велись уже самими национальными кадрами. Так по мере сил через кино формировался облик многонационального советского Человека.
Но даже в советском интернациональном кино подчеркнуто нерусские персонажи, как правило, не выходили за границы комических ролей второго плана. Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи», Рубен Хачикян (персонаж Фрунзика Мкчртяна) из «Мимино», герои грузинских короткометражек, «Скрипач» Гедеван из «Кин-дза-дза» – все смешные недотепы. Даже главный герой Мимино при всей своей однозначной героике – наивный чудак, вызывающий пускай и добрую, но улыбку. Что уже говорить про роль Константина Райкина из «Свой среди чужих...». Он сыграл настолько яркого персонажа, что и по сию пору некоторые нерусские герои нынешних фильмов и книг изъясняются в его языковой манере.
Хрестоматийный джигит из «Свинарки и пастуха» скорее исключение из этого правила, хотя не стоит забывать, что фильм все-таки комедийный.
«Исключения» случались на национальных киностудиях. Например, Дата Туташхиа из «Берегов» – справедливый абрек и совсем не комедийный персонаж. К сожалению, этот фильм лишь однажды демонстрировался по центральному телевидению, и думаю, что не такой уж и малой кровью создатели смогли пробить съемки (особенно когда знаешь, как тяжело публиковался сам роман, по которому шли съемки). Однако кино вышло и было немалым достижением того времени.
Еще один грузин-герой – «Отец солдата» – и снова заслуга грузинских кинематографистов. Вот и выходит, что в СССР созданием нерусских по национальности позитивных героев (не комедийных персонажей) занимались чуть ли не исключительно местные кинематографии.
После распада СССР пролетело почти два десятилетия. Интернационализм как идеология государства – в далеком прошлом. Между тем России тоже не повредила бы какая-нибудь идеология, способствующая, как это принято говорить, «гармонизации межнациональных отношений». Или на худой конец хотя бы соответствующий инструментарий. Тот же кинематограф, к примеру.
Советские картины с комедийными нерусскими персонажами крутятся и поныне. Однако ни к какой «гармонизации» они не приводят. В лучшем случае пенсионеры умилительно вздыхают: «Как хорошо мы жили в советское время». Что говорить тогда о новом кинематографе? Сегодня даже того, что было в СССР, нет и в помине. В регионах РФ студий уровня бывших союзных республик нынче просто нет – не существовало базы ранее, а сейчас создавать слишком дорого. Думаю, дороже, чем содержать иной футбольный клуб.
Пора снимать национально-ориентированное кино. И зачин такому делу должна положить федеральная власть
Вот и получается, что в нынешних условиях, кроме центральных студий вроде «Мосфильма», и некому снимать. Между тем кинопродукции производится на порядок больше, чем в советское время (особенно если учитывать сериалы), а нерусских героев в них нет. Лишь раз попытались создать такой образ (чеченца-милиционера), но короткий сериал прошел малозамеченным. Еще Федор Бондарчук пихнул в свою нетленку «9-я рота» второстепенного персонажа-чеченца. Его, правда, быстро убили, и на экране он присутствовал буквально пару минут. Впрочем, и за это как бы «мерси».
Кто-то может сказать: скажите спасибо, что перестали снимать и показывать фильмы про злобных чеченских боевиков. Да, действительно, почти перестали. В начале нулевых таким сериалом был каждый третий. Сегодня надобность в подобной информационной «накачке» отпала, если что и снимается, то исходя из каких-то своих узко-негосударственных соображений. Однако нельзя сказать, чтобы совсем перестали. Снимают. И показывают. Хотя и много меньше.
Однако не в этом дело. Плохо то, что не снимают и не показывают фильмов, где главными героями могут оказаться нерусские персонажи. Подчеркиваю, главными. А не персонажами второго плана и не комическими спутниками главгера. Нужен не ремейк «Кавказской пленницы», а фильм уровня «Берегов», только с современными героями.
Разумеется, меня могут обвинить в том, что я пытаюсь предложить некое отбеливание образа нерусского. Типа «нужно отражать в кино правду». Совершенно верно. Именно правду я и предлагаю отразить.
У писателя Дивова есть коротенький рассказик, построенный на приеме, кажущемся многим читателям анекдотическим. Двое кавказцев-торговцев в Москве ведут себя подобно чеховским персонажам, рассуждают о философии и культуре. Читателям это кажется смешным и, видимо, фантастическим. Между тем в такой ситуации нет ничего удивительного. Теоретически это вполне вероятно. После развала СССР многие представители интеллигенции были вынуждены податься туда, где можно было заработать, то есть в торговлю. Многие не «потянули» рынок, у кого-то получилось. Так почему бы двум интеллигентам с Кавказа не оказаться в числе успешных мелких предпринимателей? Однако читатели смеются. В их представлении кавказцы – это только торговцы. Или преступники. Иного якобы не дано.
Конечно, негативный этнический стереотип – вещь, от которой никуда не деться. Беспредельщик-чеченец, торгаш-азербайджанец, вор-цыган и так далее. В подсознании они сидят. И если кино играет на поддержание этого образа, оно воспринимается хорошо. Если нет, просто отбрасывается сознанием.
Безусловно, не киношники породили эти стереотипы. Но если в кино присутствуют исключительно негативные образы нерусских, то в подсознании зрителя окончательно закрепляется негативный образ, и без того уже существующий. Справедлив ли он или нет – тема отдельного разговора. Природа происхождения стереотипов сложна и в каждом случае своя. Разбирательству по каждому можно посвятить отдельную статью. Мы же ограничимся аксиомой, что стереотип – вещь вредная. И от них нужно избавляться. Уверен, никто спорить по этому поводу не будет.
Думается, что кино – один из действенных приемов по уходу от стереотипов. Значит, нужно его задействовать. Если в техническом плане кинематограф от черно-белой картинки давно перешел к цвету и даже к 3D, то пора уже и в смысл того, что мы видим в кинофильмах, привнести объема.
В стране произошли некоторые изменения. Назначен новый министр культуры, создан Совет по нацполитике при президенте РФ. Так почему бы им не слиться в едином порыве и не заказать пару хороших фильмов про хороших нерусских? К примеру, про армянских врачей, изобретающих лекарство от СПИДа, – аналог гранинского «Иду на грозу». Да, Армения не Россия, но количество армян, живущих в РФ, заслуживает того, чтобы их принимали во внимание. Или фильм про осетинских альпинистов. Или сериал про дагестанских спасателей – «Спасатели Махачкалы». Шучу, конечно, по поводу последнего названия. Но в каждой шутке есть доля шутки. А все остальное – очень серьезно.
Так что пора снимать национально-ориентированное кино. И зачин такому делу должна положить федеральная власть, а вовсе не регионалы. Иначе снова не избежать пустых дискуссий про слабый федерализм и поднимающий голову регионализм, от которого рукой подать до сепаратизма. Между тем цель у нас совсем иная.
Специально для газеты ВЗГЛЯД