1. Наконец-то я нашел приемлемую (для себя) аналогию к процессу против Пусь. Чья деятельность и взгляды мне глубоко антипатичны, но суд над которыми вызывает тихий ужас, особенно после прочтения стенограмм в «Новой Газете»; читая показания единоверцев, сгораю от стыда. Но об этом чуть ниже. А пока об аналогии. В глубокой юности я читал протоколы 30-х годов, от Промпартии до Кировского процесса и Бухаринских дел. И то и дело ловил себя на мысли, что ни одного доброго слова обо всех этих Бухариных, Рыковых, Зиновьевых и прочих заочных Троцких не могу по совести сказать. Но судьи, прокуроры, свидетели обвинения, ширнармассы, требующие крови, настолько отвратительны, что и бухаринцам начинаешь сочувствовать.
Если бы Пуси заплатили за аренду, они бы не были кощунницами?
Оговорок две. Во-первых, Пусям тройки не грозят. Во-вторых, они, Пуси, на последнем заседании сделали все, что можно сделать в юридических (то есть не религиозных) рамках. Толоконникова признала этическую ошибку. Все. С этого момента к ее группе остаются только экзистенциальные вопросы, выходящие за рамки судебных полномочий. А морально-юридические сняты. И наоборот, к морально страдающим охранникам из института благородных девиц вопросы только нарастают.
2. Этих (и им подобным) этически чутких охранников мы видим на входе и выходе в Зал церковных соборов ХХС. Где проводят разные церковные и светские мероприятия. Церковные – сам Бог велел. Но я много чего читал про светские, а на одном из них даже был – и написал об этом в ЖЖ. Вручали какие-то дипломы студентам московских вузов. Выступал сиятельный старец Ресин. А потом был концерт. Между колоннами, украшенными ликами святых, пели и плясали девицы из какого-то ансамбля (выпускницы ромгерма МГУ). Я не большой пуританин, но нижняя линия юбочек, проходящая посередине ягодиц, даже меня несколько насторожила. А подкаты и всяческие виляния попами не рифмовались с атмосферой зала.
Охранники, как ни странно, никого не крутили и не выводили, и не обвиняли в пародийном (т. е. быстром, на их вкус) изображении крестного знамени и вызывающих попытках встать на колени. Хотя бы потому, что креститься и вставать на колени там никто и не собирался.
Так в чем же разница? В том, что в одном случае за вход не заплатили, а во втором – арендовали помещение за деньги? У Фонда храма Христа Спасителя, который многие антиклерикалы принимают за церковную организацию. Но которая является организацией глубоко светской. И бизнесовой. А сам храм не принадлежит Церкви, он на балансе мэрии.
Ау, нежные охранники? Повторяю вопрос: если бы Пуси заплатили за аренду, они бы не были кощунницами? А если нет, то почему оплаченное кощунство в Зале церковных соборов не ранит ваши чуткие души?
3. В ответ на одно безумие с вирусной скоростью распространяется другое. В умах прогрессивной общественности поселилась мудрая мысль. Если бы церковь раскололось, вот бы наступила жизнь! Демократия, свет разума, счастье. И не умещается в головах прогрессистов, что раскол – это кровь и мука для всех, а не только для ненавистных православных. И что прежде чем высказывать всеохватные обобщения, неплохо бы ознакомиться с материалом. Так, на днях по Фейсбуку пронеслась коллективно размноженная ссылка на статью в «Газете. Ру», из которой – статьи, я имею в виду – следовало, что церковь не требует уголовного срока для пусь. Цитировался Владимир Легойда. И перепечатка статьи содержала пометку: «ну наконец-то, дошло!» Одна неувязка: это была ссылка на статью 20-х чисел марта. То есть никто не обратил внимания на то, что до людей церкви, в том числе предельно статусных, все «дошло» с самого начала. А вот их позиция до прогрессистов как-то не «дошла».
Источник: Блог Александра Архангельского