Мнения

Дмитрий Адамидов
независимый аналитик

Убежит ли «последняя электричка»?

5 июля 2012, 12:29

Фото: investcafe.co.uk

В среднем ежедневно услугами пригородного железнодорожного транспорта пользуются около 2,5 млн человек. Казалось бы, при таком положении вещей дела в пригородных перевозках должны обстоять превосходно. Однако факты говорят об обратном: сегодня по ряду субъектов Федерации можно говорить о значительных проблемах в организации пригородного ж/д сообщения, которые подчас выплескиваются в социальный протест.

Свежий пример. Июнь 2012 года: пассажиры, которые не смогли уехать на пригородном поезде сообщением Чебоксары – Канаш, перекрыли железную дорогу. Причиной послужило значительное сокращение размеров пригородного движения по решению администрации региона. Конфликт, в конечном счете, удалось погасить, но, как говорится, осадок остался.

Именно от регионов и федеральные власти и РЖД ждут внятного ответа: нужен ли вообще региону пригород или нет

Аналогичная ситуация чуть не случилась во Владимирской области, где в последний момент, в день окончания срока действия договора на транспортное обслуживание, администрация продлила соглашение с Волго-Вятской пригородной компанией до конца 2012 года, но так и не разрешила финансовую ситуацию: регион остался должен ВВППК 133 млн рублей.

Справедливости ради надо отметить, что в мировой практике известны случаи, когда перебои в пригородном сообщении спровоцировали гораздо более серьезные беспорядки. Например, в Аргентине в 2008 году пассажиры просто взяли и сожгли электричку за опоздание, а годом ранее там же имели место столкновения с полицией из-за задержки поездов. Конечно, до Аргентины нам пока далековато, но если ситуация будет и дальше развиваться в  том же ключе, через несколько лет мы имеем неплохие шансы её догнать и даже кое в чем перегнать.

В чем же дело и кто виноват? Попробуем разобраться.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Одно из ключевых положений структурной реформы на железнодорожном транспорте, реализуемой по распоряжению правительства РФ с 2001 года, гласит: перекрестное субсидирование грузовых и пассажирских перевозок должно быть прекращено. Чтобы выполнить это условие, были созданы 26 пригородных пассажирских компаний, акционерами которых являются ОАО «РЖД» и один или несколько субъектов Федерации.

Концепция реформы не предполагала, что пригород будет оплачиваться из кармана пассажира. Концепция предоставляла региональным администрациям право самостоятельно определять стоимость проезда на территории субъекта. При этом в концепции реформы, а позднее и в законодательных документах, оговаривалось, что если администрация устанавливает низкую стоимость проезда, которая не покрывает затрат компании-перевозчика, разницу она компенсирует из бюджетных средств.

Таким образом, в России попытались воплотить европейский опыт, где пригородные перевозки уже много лет благополучно дотируются регионами. Цель, в принципе, была поставлена благая, только вот достижение её наткнулось на ряд серьезных препятствий, главное из которых – менталитет российского чиновника. Чиновник – человек сложной душевной организации – не мог понять и принять тот факт, что из бюджета нужно отдавать деньги на какие-то перевозки. И делать этого не стал.

В России попытались воплотить европейский опыт, где пригородные перевозки уже много лет благополучно дотируются регионами

В результате в 2011 году доходы ППК составили примерно 42 млрд руб., все расходы – 90 млрд руб., таким образом, убыток составил 48 млрд рублей. По факту в 2011 году только 16 из 73 субъектов Федерации (в которых есть пригородное ж/д сообщение) в полном объеме выполнили свои обязательства по финансированию убытков ППК. В  шести регионах, где тариф для населения был установлен на уровне экономически обоснованного, субсидии не потребовались.

Причем, например, Ленинградская область поступила еще более оригинально – приняла решение об отказе от компенсации расходов Северо-Западной ППК и установлении максимального тарифа. В результате сегодня стоимость проезда в данном регионе в полтора раза дороже, чем по Московской области. Но большинство регионов избрали другой путь: не стали повышать тарифы, но и не стали ничего никому платить.

Практически весь 2011 год РЖД, правительство и администрации регионов провели во взаимных препирательствах относительно того, кто и в каком объеме будет покрывать убытки ППК. В сухом остатке получилось вот что:

– федеральный бюджет заплатил 25 млрд руб. в виде компенсации затрат на инфраструктуру, которые не могли оплачивать ППК;

– региональные бюджеты заплатили порядка 5,2 млрд руб.;

– РЖД были реализованы маркетинговые меры по сокращению расходов по использованию подвижного состава с экипажем, оказываемых перевозчиком на 9 млрд рублей, недополученные доходы компенсировались за счет финансового результата ОАО «РЖД».

Надо сказать, что 2011 год изначально рассматривался всеми как переходный период, и потому никаких оргвыводов и санкций не последовало. Но в 2012 году новая схема финансирования пригородных перевозок должна была заработать в полном объеме.

Что год текущий нам готовит?

Нынешний год принес две новости: одну хорошую, другую плохую. Хорошая новость состоит в том, что уже не 16, а 18 регионов взяли на себя ответственность и полностью оплачивают свою долю в финансировании ППК. Правда, 5 из них не нуждаются в субсидиях, потому как пригородные компании работают в плюс.

Вместе с тем более 30 регионов на 2012 г. заложили в своих бюджетах явно недостаточно средств на покрытие убытков ППК. А четыре субъекта Федерации (Вологодская область, Приморский край, Тверская область и Ленинградская область) вообще не предусмотрели средства в бюджетах на компенсацию выпадающих доходов ППК. До недавнего времени (до 30 июня текущего года) этот список дополнялся Владимирской областью, которая обязалась выплатить ОАО «ВВППК» 25 млн рублей из тех 133 млн рублей, что была должна. Удивительно, ведь те же самые регионы исправно финансируют строительство, реконструкцию и ремонт автодорог в суммах, намного превышающих субсидии, необходимые  ППК!

О приоритетах государственной политики

После того как РЖД в результате структурной реформы перестали быть поставщиком социальных услуг в отношении пригородного сообщения, данные функции перешли к региональным властям. Но судя по всему,  многие регионы сегодня к этому оказались просто не готовы. Их нынешняя позиция выглядит достаточно инертной, и, если отбросить политические реверансы, состоит в том, чтобы:

– не принимать никаких решений;

– ждать в надежде,  что история 2011 года повторится и за них опять заплатят либо РЖД, либо федеральный бюджет.

Между тем именно от регионов и федеральные власти и РЖД ждут внятного ответа: нужен ли вообще региону пригород или нет. А если нужен, то какой подвижной состав должен осуществлять перевозки, какой уровень комфорта пассажиров должен при этом обеспечиваться и т.д. и т.п.

Чем быстрее региональные власти это сознают, тем проще будет организовать эффективное взаимодействие с РЖД, оптимизировать работу ППК и в конечном итоге не нести огромные расходы за предоставление невостребованных услуг.

В противном случае многие ППК через год или два придется по формальным признакам признавать банкротами, и мы в точности повторим коллизию, которая сегодня имеет место в ходе реформы электроэнергетики: сначала в срочном порядке выделяем все, что можно, а потом примерно в такой же спешке объединяем. Очень не хотелось бы.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Названы доходы от замороженных Euroclear российских активов
Темы дня

Оружейный шантаж США ударил Израиль в больное место

Согласно утечкам в американские СМИ, Вашингтон приостановил поставки вооружений Израилю, чего раньше не было, несмотря на все разногласия как с Израилем, так и внутри США. Насколько это критично для ЦАХАЛ в контексте большой и кровавой операции в Рафахе и Хан-Юнисе, которые станут для Израиля «тотальной войной на уничтожение»?

Путин поставил себе цели на новый президентский срок

Владимир Путин в пятый раз вступил в должность президента России. В ходе инаугурации российский лидер дал присягу народу и выступил с речью, где озвучил ключевые приоритеты своей работы. Церемония также включала смотр Кремлевского полка и благодарственный молебен в Благовещенском соборе. Эксперты считают, что инаугурация показала, какие ценности Россия будет отстаивать и продвигать в будущем.

В США назвали причины потери ВСУ больших территорий

Немцы потребовали госрегулирования цен на донер-кебаб

Агроном рассказал о работающих дачных суевериях и приметах

Новости

Французский политик рассказал об униженном Си Цзиньпином Макроне

Президент Франции Эммануэль Макрон оказался в унизительном положении в ходе трехсторонней встречи с председателем КНР Си Цзиньпином и главой Еврокомиссии (ЕК) Урсулой фон дер Ляйен, заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Молдавия разрешила поставки российского газа в Приднестровье

Власти Молдавии не будут препятствовать поставкам российского газа в Приднестровье после истечения срока действия транзитного соглашения с Украиной в этом году, сообщил министр энергетики республики Виктор Парликов.

За информацию о русском хакере из LockBit пообещали миллионы долларов

Великобритания, США и Австралия ввели санкции против одного из лидеров хакерской группировки LockBit – 31-летнего россиянина Дмитрия Хорошева. За сведения, которые приведут к его задержанию, обещано 10 млн долларов.

Euroclear: Заморозка активов России приведет к дестабилизации рынков

Глава Euroclear Валери Убрэн предостерегла от конфискации замороженных российских активов, хранящихся на платформе.

Названа дата встреч кандидата на пост премьера с фракциями Госдумы

Думские фракции встретятся с кандидатом на пост премьер-министра России 10 мая.

Тарасова поддержала идею «олимпийского перемирия» на Украине

Заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова выступила за «олимпийское перемирие» в украинском конфликте.

В Австрии заявили об отсутствии планов вступать в НАТО

Австрия не планирует становиться членом НАТО, заявил глава МИД страны Александер Шалленберг на фоне сообщений СМИ о планах Вены нарастить сотрудничество с Североатлантическим альянсом.

Первые встречи после инаугурации Путин провел с Рошалем и со своей учительницей

Президент России Владимир Путин встретился с детским хирургом, президентом НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонидом Рошалем и своей школьной учительницей Верой Гуревич, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Названо число переданных в кремлевский гараж мотоциклов Aurus Merlon

В Гараж особого назначения (ГОН), который обслуживает президента и премьер-министра России, передано 11 электромотоциклов Aurus Merlon.

Эксперты оценили данные о срыве покушения на Зеленского

Заявление СБУ о том, что ФСБ якобы планировала покушение на Владимира Зеленского, выглядит сомнительным. Речь идет скорее о спонтанном шаге украинских офицеров, которые хотят спасти страну, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Скачко. Ранее СБУ разоблачила на Украине «сеть агентов ФСБ», а также задержала двух полковников управления госохраны, которых обвиняют в попытке покушения на Зеленского.

Кадыров призвал освободить Одессу и Харьков после Дня Победы

Россию ждут приятные изменения в политическом плане и в зоне СВО после 9 мая, необходимо освободить Одессу и Харьков, заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава Чечни Рамзан Кадыров.

Путин определил национальные цели развития России

Президент России Владимир Путин подписал указ, определяющий национальные цели развития государства на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...

Владимир Можегов: Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?