Мнения

Виктор Кухарский
генеральный директор ПКГ "Развитие"

«Извечная болезнь Москвы»

30 марта 2012, 17:55

Фото: из личного архива

Недавно завершился отбор десяти авторских коллективов, которые будут работать над концепцией развития Большой Москвы. Выбор окончательной концепции поручен жюри, составленному из наиболее авторитетных урбанистов мира. По-видимому, таким образом городские власти надеются загладить негативное впечатление от волюнтаристского решения о расширении Москвы, принятого без учета мнений экспертного сообщества и какого-либо общественного обсуждения.

Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

После оглашения громкого решения у многих сложилось впечатление, что «вопрос уже решен» и осталось только утвердить соответствующие законодательные формальности. Однако, уверен, проблемы, которые повлечет за собой реализация концепции Новой Москвы на практике, еще не раз заставят нас вернуться к обсуждению этой эпохальной инициативы.

Хуже всего, что наиболее сильный из аргументов сторонников проекта имеет наиболее слабое обоснование. Дескать, наконец-то решится транспортный вопрос. Это не так. По мере застройки новой московской территории неизбежно будет наблюдаться рост, а отнюдь не спад транспортной загруженности в «старом городе». Работать в шаговой доступности от дома для москвича скорее исключение, чем правило. Москвич может работать на севере города, а жить на юге, или наоборот, и в течение дня дважды пересекать город из конца в конец. И если мы отнесем юг города к границам Калужской области, это только увеличит нагрузку на транспортную систему и сделает жителей города еще более зависимыми от ее бесперебойной работы.

Образ жизни, свойственный человеку в мегаполисе, исключает локализацию в каком-то одном районе города. При любом проекте расширения Москвы центральная часть города все равно будет задействована, поскольку любой город стекается к своему центру. Житель мегаполиса подвижен. Живет в одном районе, работает в другом, отдыхает, совершает покупки, встречается с друзьями в третьем, четвертом и пятом. И эти перемещения неизбежно концентрируются вокруг центра Москвы, поскольку именно там находятся самые престижные рабочие места, самые лучшие торговые центры, самые популярные точки развлечения и отдыха. Эта эксклюзивность и особенная привлекательность, собственно, и делает центр центром. Вывод из центра чиновников тут мало что изменит. Наоборот, появится дополнительный транспортный поток между офисами центра и местами концентрации власти. Достаточно проехать по центру в выходные, чтобы убедиться в справедливости этих слов: пробки на Тверской, Маросейке, Бульварном кольце... Метро переполнено, общественный транспорт слабо эффективен – все это очевидно. Законы современного развития «пересаживают» жителей на частный транспорт. Бороться с этим, значит, бороться с горожанами. Проще уж сразу выселить всех за МКАД.

Иногда можно услышать предложения от московских властей пересадить москвичей на велосипеды. Забавно слышать это, учитывая наш неблагоприятный климат. А как при новых расстояниях можно будет преодолеть такой путь? Может быть, сами чиновники и покажут пример? Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

Волюнтаристский подход к определению новых границ города в немалой степени связан с тем, что Москва и ее окрестности являются наиболее привлекательными местами для инвестиций в России, и бизнес согласен практически на любые условия, которые предложат ему московские власти. «Избалованная» инвестициями Москва может позволить себе такое, на что не решатся власти других российских городов. Так, в феврале Сергей Собянин заявил, что по итогам 2011 года были приняты решения о прекращении инвестиционных контрактов на более чем 8,2 млн кв. м., при этом ранее он оценивал стоимость отмененных проектов в 35 млрд рублей. Разумеется, руководство города уверено, что инвестиции от Москвы далеко не уйдут, что бизнес оно этим не распугает, а наоборот, подогреет интерес инвесторов к тем градостроительным задачам, которые для Москвы более актуальны, в том числе на новоприобретенных городских территориях. Но полное отсутствие подобных опасений таит в себе ловушку, поскольку люди, принимающие решения, рискуют вознестись над здравой экономической логикой.

#{smallinfographicleft=504944}Извечная болезнь Москвы – строительство жилья, торговых и офисных зданий – опережает развитие городских инфраструктур, в том числе транспортной. У меня большие сомнения в том, что эта проблема может быть решена при выбранной схеме расширения города, которая пляшет от территории, а не от экономики. Возникает подозрение, что старую болезнь хотят не столько вылечить, сколько «вытолкнуть» из центральных районов города на новые территории, а там по-прежнему строительство и продажа жилья будут идти сами по себе, а создание рабочих мест – само по себе.

Если относиться к расширению города как к решению бизнес-задачи, стоило бы поступить принципиально иным образом. Создавать точки приложения рабочей силы в Московской области, те самые инновационные предприятия, которые так необходимы России; проводить к ним хорошие транспортные коммуникации, а затем стимулировать освоение. Таким образом, двигателем расширения Москвы стало бы не своеволие властей, а бизнес, осваивающий перспективную модель государственно-частного партнерства. При этом органично получается уход от устаревшей схемы «спальных районов», а место жительства горожан становится максимально приближено к месту приложения труда. Образцовым городом в этом отношении является Лос-Анджелес, который состоит из девяти десятков практически самодостаточных районов. Неслучайно этот город – один из немногих мегаполисов мира, где транспортная проблема практически отсутствует.

Можно выбрать и другой путь. Превратить Москву и область в федеральный округ с особым статусом. Это откроет еще больше возможностей для инвестиций и развития. В мире тому масса примеров. Естественный рост города будет идти равномерно. К тому же, это позволит сразу развивать транспортную инфраструктуру, постепенно приспосабливая её к столичным запросам. Например, в большинстве европейских мегаполисов электрички уживаются с метро (Париж, Берлин). Подчас и не разберешься, на чем ты едешь, но эффективность транспортировки людских потоков возрастает в разы. Таких примеров грамотных и полезных решений можно вспомнить много, было бы желание их внедрять.

Скорее всего, уже в ближайшие годы принятый план расширения городской территории вместо «привыкания» будет вызывать все больше вопросов, как со стороны бизнеса, так и со стороны экспертов-градостроителей и жителей города, сталкивающихся с все возрастающим транспортным коллапсом. Что ответят на это городские власти? Поживем – увидим. Но почему-то мне кажется, что расширение Москвы в ряду аргументов чиновников очень скоро отойдет на второй план, а то и вовсе забудется.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?