Мнения

Виктор Кухарский
генеральный директор ПКГ "Развитие"

«Извечная болезнь Москвы»

30 марта 2012, 17:55

Фото: из личного архива

Недавно завершился отбор десяти авторских коллективов, которые будут работать над концепцией развития Большой Москвы. Выбор окончательной концепции поручен жюри, составленному из наиболее авторитетных урбанистов мира. По-видимому, таким образом городские власти надеются загладить негативное впечатление от волюнтаристского решения о расширении Москвы, принятого без учета мнений экспертного сообщества и какого-либо общественного обсуждения.

Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

После оглашения громкого решения у многих сложилось впечатление, что «вопрос уже решен» и осталось только утвердить соответствующие законодательные формальности. Однако, уверен, проблемы, которые повлечет за собой реализация концепции Новой Москвы на практике, еще не раз заставят нас вернуться к обсуждению этой эпохальной инициативы.

Хуже всего, что наиболее сильный из аргументов сторонников проекта имеет наиболее слабое обоснование. Дескать, наконец-то решится транспортный вопрос. Это не так. По мере застройки новой московской территории неизбежно будет наблюдаться рост, а отнюдь не спад транспортной загруженности в «старом городе». Работать в шаговой доступности от дома для москвича скорее исключение, чем правило. Москвич может работать на севере города, а жить на юге, или наоборот, и в течение дня дважды пересекать город из конца в конец. И если мы отнесем юг города к границам Калужской области, это только увеличит нагрузку на транспортную систему и сделает жителей города еще более зависимыми от ее бесперебойной работы.

Образ жизни, свойственный человеку в мегаполисе, исключает локализацию в каком-то одном районе города. При любом проекте расширения Москвы центральная часть города все равно будет задействована, поскольку любой город стекается к своему центру. Житель мегаполиса подвижен. Живет в одном районе, работает в другом, отдыхает, совершает покупки, встречается с друзьями в третьем, четвертом и пятом. И эти перемещения неизбежно концентрируются вокруг центра Москвы, поскольку именно там находятся самые престижные рабочие места, самые лучшие торговые центры, самые популярные точки развлечения и отдыха. Эта эксклюзивность и особенная привлекательность, собственно, и делает центр центром. Вывод из центра чиновников тут мало что изменит. Наоборот, появится дополнительный транспортный поток между офисами центра и местами концентрации власти. Достаточно проехать по центру в выходные, чтобы убедиться в справедливости этих слов: пробки на Тверской, Маросейке, Бульварном кольце... Метро переполнено, общественный транспорт слабо эффективен – все это очевидно. Законы современного развития «пересаживают» жителей на частный транспорт. Бороться с этим, значит, бороться с горожанами. Проще уж сразу выселить всех за МКАД.

Иногда можно услышать предложения от московских властей пересадить москвичей на велосипеды. Забавно слышать это, учитывая наш неблагоприятный климат. А как при новых расстояниях можно будет преодолеть такой путь? Может быть, сами чиновники и покажут пример? Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

Волюнтаристский подход к определению новых границ города в немалой степени связан с тем, что Москва и ее окрестности являются наиболее привлекательными местами для инвестиций в России, и бизнес согласен практически на любые условия, которые предложат ему московские власти. «Избалованная» инвестициями Москва может позволить себе такое, на что не решатся власти других российских городов. Так, в феврале Сергей Собянин заявил, что по итогам 2011 года были приняты решения о прекращении инвестиционных контрактов на более чем 8,2 млн кв. м., при этом ранее он оценивал стоимость отмененных проектов в 35 млрд рублей. Разумеется, руководство города уверено, что инвестиции от Москвы далеко не уйдут, что бизнес оно этим не распугает, а наоборот, подогреет интерес инвесторов к тем градостроительным задачам, которые для Москвы более актуальны, в том числе на новоприобретенных городских территориях. Но полное отсутствие подобных опасений таит в себе ловушку, поскольку люди, принимающие решения, рискуют вознестись над здравой экономической логикой.

#{smallinfographicleft=504944}Извечная болезнь Москвы – строительство жилья, торговых и офисных зданий – опережает развитие городских инфраструктур, в том числе транспортной. У меня большие сомнения в том, что эта проблема может быть решена при выбранной схеме расширения города, которая пляшет от территории, а не от экономики. Возникает подозрение, что старую болезнь хотят не столько вылечить, сколько «вытолкнуть» из центральных районов города на новые территории, а там по-прежнему строительство и продажа жилья будут идти сами по себе, а создание рабочих мест – само по себе.

Если относиться к расширению города как к решению бизнес-задачи, стоило бы поступить принципиально иным образом. Создавать точки приложения рабочей силы в Московской области, те самые инновационные предприятия, которые так необходимы России; проводить к ним хорошие транспортные коммуникации, а затем стимулировать освоение. Таким образом, двигателем расширения Москвы стало бы не своеволие властей, а бизнес, осваивающий перспективную модель государственно-частного партнерства. При этом органично получается уход от устаревшей схемы «спальных районов», а место жительства горожан становится максимально приближено к месту приложения труда. Образцовым городом в этом отношении является Лос-Анджелес, который состоит из девяти десятков практически самодостаточных районов. Неслучайно этот город – один из немногих мегаполисов мира, где транспортная проблема практически отсутствует.

Можно выбрать и другой путь. Превратить Москву и область в федеральный округ с особым статусом. Это откроет еще больше возможностей для инвестиций и развития. В мире тому масса примеров. Естественный рост города будет идти равномерно. К тому же, это позволит сразу развивать транспортную инфраструктуру, постепенно приспосабливая её к столичным запросам. Например, в большинстве европейских мегаполисов электрички уживаются с метро (Париж, Берлин). Подчас и не разберешься, на чем ты едешь, но эффективность транспортировки людских потоков возрастает в разы. Таких примеров грамотных и полезных решений можно вспомнить много, было бы желание их внедрять.

Скорее всего, уже в ближайшие годы принятый план расширения городской территории вместо «привыкания» будет вызывать все больше вопросов, как со стороны бизнеса, так и со стороны экспертов-градостроителей и жителей города, сталкивающихся с все возрастающим транспортным коллапсом. Что ответят на это городские власти? Поживем – увидим. Но почему-то мне кажется, что расширение Москвы в ряду аргументов чиновников очень скоро отойдет на второй план, а то и вовсе забудется.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Шольц: ЕС решил использовать доходы с российских активов для помощи Украине
Темы дня

Марин Ле Пен защитила ядерное оружие от Макрона

Новым поводом для конфликта между президентом Эммануэлем Макроном и остальными французами стала судьба французского ядерного оружия. Макрон хочет сделать его как бы общим для ЕС, чтобы сдерживать Россию. Идею приняли в штыки, а самый громкий голос принадлежит лидеру самой популярной партии – Марин Ле Пен. Она объяснила, чем это грозит.

Министров Зеленского и Порошенко Москва лишила права представлять Украину

Москва объявила в розыск ряд украинских политиков. Среди них – министры гражданских и силовых ведомств, а также два президента: бывший и нынешний. Понятно, что посадить на скамью подсудимых их будет сложно, особенно если те сбегут на Запад. Но данное решение МВД говорит о том, что рассматривать этих людей в качестве легитимных представителей Киева, равно как и обсуждать их инициативы, Москва больше не намерена.

НАСА назвало Шепарда первым космонавтом

Россия будет воспринимать самолеты F-16 на Украине как носителей ядерного оружия

Актрисе Ильюхиной отказали в роли повзрослевшей Маши из «Ворониных»

Новости

Глава Еврокомиссии выдвинула экономические условия КНР

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС ожидает от Китая добровольного сокращения экспорта электромобилей и стали на европейский рынок, в противном случае Брюссель будет вынужден применить жесткие экономические меры.

Китай поддержал идею об олимпийском перемирии

В ночные и утренние часы во вторник на территории Московской области ожидаются заморозки, такое предупреждение распространил подмосковный главк МЧС.

Израиль начал наносить авиаудары по Рафаху

Израильская армия начала бомбардировки города Рафах в южной части сектора Газа, сообщил телеканал Al Jazeera.

МВД объявило в розыск Невзорова и Милова

МВД России вновь объявило в розыск журналиста Александра Невзорова и бывшего замминистра энергетики России Владимира Милова (внесены Минюстом в реестр иноагентов).

Госдеп США сделал заявление по ядерным учениям России

Вашингтон не видит повода корректировать готовность своих ядерных сил, заявили в Госдепартаменте США после объявления Москвой ракетных учений.

ВС России приступили к зачистке Кисловки в Харьковской области

Российские военнослужащие проводят зачистку от остатков украинских сил сел Котляровка и Кисловка в Харьковской области, сообщил глава военно-гражданской администрации (ВГА) региона Виталий Ганчев.

Названы лидеры стран, которые посетят Парад Победы в Москве

Лидеры Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Кубы, Лаоса и Гвинеи-Бисау посетят парад Победы 9 мая в Москве, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Си Цзиньпин рассказал, какую мирную конференцию по Украине поддержит Китай

Председатель КНР Си Цзиньпин на совместной пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном заявил, что Китай поддерживает проведение мирной конференции по урегулированию кризиса на Украине, в которой примут участие Россия и Украина.

США решили признать Путина следующим президентом России

Соединенные Штаты не будут представлены на церемонии инаугурации президента России Владимира Путина, но признают его российским лидером, заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер.

Макрон: Франция не находится в состоянии войны с Россией

Франция не находится в состоянии войны с Россией, заявил президент Франции Эммануэль Макрон на совместной пресс-конференции с председателем КНР Си Цзиньпином.

Определена дата встречи Путина с Пашиняном

Президент России Владимир Путин проведет 8 мая встречу с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, вопросов для обсуждения много, сообщил помощник главы российского государства Юрий Ушаков.

Одного из руководителей госохраны Украины заподозрили в госизмене

Начальник департамента управления государственной охраны Украины, отвечающего за безопасность высших должностных лиц страны, полковник Андрей Гук задержан по подозрению в госизмене.
Мнения

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?