Мнения

Виктор Кухарский
генеральный директор ПКГ "Развитие"

«Извечная болезнь Москвы»

30 марта 2012, 17:55

Фото: из личного архива

Недавно завершился отбор десяти авторских коллективов, которые будут работать над концепцией развития Большой Москвы. Выбор окончательной концепции поручен жюри, составленному из наиболее авторитетных урбанистов мира. По-видимому, таким образом городские власти надеются загладить негативное впечатление от волюнтаристского решения о расширении Москвы, принятого без учета мнений экспертного сообщества и какого-либо общественного обсуждения.

Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

После оглашения громкого решения у многих сложилось впечатление, что «вопрос уже решен» и осталось только утвердить соответствующие законодательные формальности. Однако, уверен, проблемы, которые повлечет за собой реализация концепции Новой Москвы на практике, еще не раз заставят нас вернуться к обсуждению этой эпохальной инициативы.

Хуже всего, что наиболее сильный из аргументов сторонников проекта имеет наиболее слабое обоснование. Дескать, наконец-то решится транспортный вопрос. Это не так. По мере застройки новой московской территории неизбежно будет наблюдаться рост, а отнюдь не спад транспортной загруженности в «старом городе». Работать в шаговой доступности от дома для москвича скорее исключение, чем правило. Москвич может работать на севере города, а жить на юге, или наоборот, и в течение дня дважды пересекать город из конца в конец. И если мы отнесем юг города к границам Калужской области, это только увеличит нагрузку на транспортную систему и сделает жителей города еще более зависимыми от ее бесперебойной работы.

Образ жизни, свойственный человеку в мегаполисе, исключает локализацию в каком-то одном районе города. При любом проекте расширения Москвы центральная часть города все равно будет задействована, поскольку любой город стекается к своему центру. Житель мегаполиса подвижен. Живет в одном районе, работает в другом, отдыхает, совершает покупки, встречается с друзьями в третьем, четвертом и пятом. И эти перемещения неизбежно концентрируются вокруг центра Москвы, поскольку именно там находятся самые престижные рабочие места, самые лучшие торговые центры, самые популярные точки развлечения и отдыха. Эта эксклюзивность и особенная привлекательность, собственно, и делает центр центром. Вывод из центра чиновников тут мало что изменит. Наоборот, появится дополнительный транспортный поток между офисами центра и местами концентрации власти. Достаточно проехать по центру в выходные, чтобы убедиться в справедливости этих слов: пробки на Тверской, Маросейке, Бульварном кольце... Метро переполнено, общественный транспорт слабо эффективен – все это очевидно. Законы современного развития «пересаживают» жителей на частный транспорт. Бороться с этим, значит, бороться с горожанами. Проще уж сразу выселить всех за МКАД.

Иногда можно услышать предложения от московских властей пересадить москвичей на велосипеды. Забавно слышать это, учитывая наш неблагоприятный климат. А как при новых расстояниях можно будет преодолеть такой путь? Может быть, сами чиновники и покажут пример? Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

Волюнтаристский подход к определению новых границ города в немалой степени связан с тем, что Москва и ее окрестности являются наиболее привлекательными местами для инвестиций в России, и бизнес согласен практически на любые условия, которые предложат ему московские власти. «Избалованная» инвестициями Москва может позволить себе такое, на что не решатся власти других российских городов. Так, в феврале Сергей Собянин заявил, что по итогам 2011 года были приняты решения о прекращении инвестиционных контрактов на более чем 8,2 млн кв. м., при этом ранее он оценивал стоимость отмененных проектов в 35 млрд рублей. Разумеется, руководство города уверено, что инвестиции от Москвы далеко не уйдут, что бизнес оно этим не распугает, а наоборот, подогреет интерес инвесторов к тем градостроительным задачам, которые для Москвы более актуальны, в том числе на новоприобретенных городских территориях. Но полное отсутствие подобных опасений таит в себе ловушку, поскольку люди, принимающие решения, рискуют вознестись над здравой экономической логикой.

#{smallinfographicleft=504944}Извечная болезнь Москвы – строительство жилья, торговых и офисных зданий – опережает развитие городских инфраструктур, в том числе транспортной. У меня большие сомнения в том, что эта проблема может быть решена при выбранной схеме расширения города, которая пляшет от территории, а не от экономики. Возникает подозрение, что старую болезнь хотят не столько вылечить, сколько «вытолкнуть» из центральных районов города на новые территории, а там по-прежнему строительство и продажа жилья будут идти сами по себе, а создание рабочих мест – само по себе.

Если относиться к расширению города как к решению бизнес-задачи, стоило бы поступить принципиально иным образом. Создавать точки приложения рабочей силы в Московской области, те самые инновационные предприятия, которые так необходимы России; проводить к ним хорошие транспортные коммуникации, а затем стимулировать освоение. Таким образом, двигателем расширения Москвы стало бы не своеволие властей, а бизнес, осваивающий перспективную модель государственно-частного партнерства. При этом органично получается уход от устаревшей схемы «спальных районов», а место жительства горожан становится максимально приближено к месту приложения труда. Образцовым городом в этом отношении является Лос-Анджелес, который состоит из девяти десятков практически самодостаточных районов. Неслучайно этот город – один из немногих мегаполисов мира, где транспортная проблема практически отсутствует.

Можно выбрать и другой путь. Превратить Москву и область в федеральный округ с особым статусом. Это откроет еще больше возможностей для инвестиций и развития. В мире тому масса примеров. Естественный рост города будет идти равномерно. К тому же, это позволит сразу развивать транспортную инфраструктуру, постепенно приспосабливая её к столичным запросам. Например, в большинстве европейских мегаполисов электрички уживаются с метро (Париж, Берлин). Подчас и не разберешься, на чем ты едешь, но эффективность транспортировки людских потоков возрастает в разы. Таких примеров грамотных и полезных решений можно вспомнить много, было бы желание их внедрять.

Скорее всего, уже в ближайшие годы принятый план расширения городской территории вместо «привыкания» будет вызывать все больше вопросов, как со стороны бизнеса, так и со стороны экспертов-градостроителей и жителей города, сталкивающихся с все возрастающим транспортным коллапсом. Что ответят на это городские власти? Поживем – увидим. Но почему-то мне кажется, что расширение Москвы в ряду аргументов чиновников очень скоро отойдет на второй план, а то и вовсе забудется.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Пентагон сообщил о гибели двух американских военных и переводчика в Пальмире
Темы дня

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

В Финляндии завели уголовное дело на Грету Тунберг

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусмотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Роснано подало иск к Чубайсу

Группа Роснано потребовала взыскать почти 12 млрд рублей убытков с экс-руководства, в том числе, Анатолия Чубайса, из-за неудавшегося проекта Crocus и потери инвестиций.

ВСУ попытались прорваться в Красноармейск на мотоциклах

Украинские штурмовики предприняли попытку прорыва на северную окраину города Красноармейск (укр. название Покровск), но не преуспели, сообщили в Минобороны.

ВС России поразили подразделения девяти бригад и полков ВСУ в Запорожской области

Российские группировки войск «Днепр» и «Восток» нанесли поражение подразделениям девяти бригад и полков Вооруженных сил Украины в Запорожской области, сообщил губернатор региона Евгений Балицкий.

Фицо: Запад побежит восстанавливать отношения с Россией после окончания СВО

Премьер Словакии Роберт Фицо выразил мнение, что западные государства поспешат наладить отношения с Россией сразу после окончания конфликта на Украине.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

США решили снять санкции с белорусского калия

В соответствии с указаниями президента США Дональда Трампа снимаются санкции с белорусского калия, заявил спецпредставитель США по Белоруссии Джон Коул.

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко принял решение о помиловании 123 иностранцев на основании достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом Трампом.

МИД пообещал скорый ответ на блокировку ЕС активов России

Распоряжение активами России без согласия страны, включая блокировку или попытки представить изъятие как репарации, нарушает международное право, ответные шаги Москвы на блокировку не заставят себя ждать, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Экс-адвокат Обамы и Клинтона подал в суд на Трампа за перестройку Белого дома

Американская некоммерческая организация National Trust for Historic Preservation подала иск в федеральный суд, требуя приостановить строительство нового бального зала в Белом доме, инициированное президентом США Дональдом Трампом. Одним из адвокатов истцов выступает бывший юрист экс-президентов Барака Обамы и Билла Клинтона.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов