Мнения

Дмитрий Рогозин
заместитель председателя правительства России

«Умная армия»

7 февраля 2012, 18:39

Фото: ИТАР-ТАСС

Нет сомнений, что для реализации потенциала России в сегодняшних условиях необходимо найти новые подходы к развитию нашей экономики, пока ещё есть время, ресурсы и политическая воля.

Повторения советского опыта не будет, но лучшее из него мы должны вынести

Отечественный оборонно-промышленный комплекс не может остаться в стороне от тех экономических задач, решение которых в качестве приоритетных для страны определил В.В. Путин в своей статье «Нам нужна новая экономика». Перефразируя автора, применительно к ОПК необходимо сказать, что мы не можем позволить иметь неэффективную оборонную промышленность, которая не гарантирует стране стабильности, суверенитет и достойное благосостояние граждан. Нельзя не согласиться с тем, что нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, работающая на современной технологической базе. Уверен, что одним из решений, позволяющих нам достичь указанных целей, является укрепление и развитие российского ОПК. Прав В.В. Путин, когда говорит, что выигрывает тот, кто полнее и быстрее других использует новые возможности. Мы должны привыкать к нормальной экономической конкуренции, уйти от «договорных» схем, когда в основу закладываются не рыночные принципы хозяйствования, а корыстное использование связей и частных интересов отдельных чиновников или бизнес-сообществ.

Пора диверсифицировать экономику

Крайне важно изучить собственный и зарубежный опыт, как позитивный, так и негативный, чтобы в новых исторических условиях воспроизвести всё лучшее и избежать ошибок прошлого. Процесс модернизации оборонной промышленности часто сопоставляют с ее развитием в период холодной войны. Нередко мои оппоненты говорят, что сверхмилитаризованность экономики позднего СССР стала одной из причин хозяйственного и политического краха советской сверхдержавы. Мой ответ скептикам: повторения советского опыта не будет, но лучшее из него мы должны вынести – искренность, бескорыстность и целеустремленность работников «оборонки» в желании обеспечить надежную обороноспособность страны, необходимость всестороннего вовлечения науки в оборонную промышленность и подготовки квалифицированных кадров для предприятий ОПК.

Совершенно очевидно, что сегодня в Российской Федерации невозможны ни мобилизационные индустриальные «пятилетки», ни воспроизведение модели периода «застоя». Хотя некоторые и предлагают вернуться к плановой системе и «закрыть» нашу экономику от внешнего мира, на нынешнем этапе это уже невозможно. Мы должны понимать, что Россия встроена в мировой рынок, интегрирована в глобальную экономику настолько глубоко, что можно даже говорить о нашей серьезной зависимости от внешних экономических условий.
Вместе с тем все экономисты – и либералы, и государственники – признают, что экспорт необработанного сырья не может бесконечно оставаться единственной ролью России в мировом разделении труда. Необходимы как новая индустриализация страны, восстановление позиций в потерянных отраслях производства, так и высокотехнологическая модернизация, усиление сферы hi-tech и наших информационно-коммуникационных возможностей.

#{weapon}Для расширения спектра современных технологий, в необходимости которого нет сомнений, нужно выбрать в качестве рычага такую область, в которой у нас по-прежнему сильные, признаваемые на глобальным свободном рынке позиции, и развитие которой в то же время повлечет за собой оживление многих других сфер, начиная от специального образования и заканчивая постоянным обновлением всей хозяйственной инфраструктуры.

Я убежден, что у России есть локомотив, который, если его поставить на рельсы и подтолкнуть, сможет соединить ресурсы в самых разных областях. Я говорю про оборонно-промышленный комплекс.

ОПК – локомотив модернизации страны

Для того чтобы Россия из поставщика ресурсов превратилась в экономического лидера и экспортёра инновационных технологий, способного постоять за себя в условиях глобальной конкуренции, нам необходима обновлённая, высокотехнологичная и интеллектуальная оборонно-промышленная отрасль.

Надо трезво оценивать проблемы, стоящие сегодня перед ОПК, ведь ситуация в нем является наиболее показательной с точки зрения развития нашей экономики. По некоторым направлениям, например в атомной и космической промышленности, нам удалось, несмотря на подлые 90-е годы, сохранить производственную базу с соответствующими технологическими заделами, удержать профессиональные кадры и обеспечить ведение научных разработок. Однако есть области, которые подверглись практически полному разбазариванию, и на сегодняшний день стоит задача их воссоздания: микроэлектроника и отечественная элементная база, компьютерные и информационные технологии.

Имеются и общие внутрироссийские проблемы: низкая эффективность производства, обусловленная устареванием оборудования и потерей профессионализма (причем как на низовом уровне, так и на руководящем), сокращение научно-исследовательских работ и, как следствие, технологическая отсталость по целому ряду отраслей. Детальному анализу трудностей ОПК была посвящена моя недавняя статья в «Известиях» («У отечественного ОПК есть будущее», 16 ноября 2011).

Необходимо в кратчайшие сроки вернуть себе мировое технологическое лидерство в области производства вооружений. Для «оборонки» это первоочередная задача – мы должны быть конкурентоспособны как на внешнем рынке, так и на внутреннем. И если для внешнего рынка с конкуренцией все понятно – это качество нашего оружия и его ТТХ, то на внутреннем мы должны быть привлекательны не только для инвестиций. Талантливая молодежь, ищущая себя в жизни, сформировавшиеся квалифицированные кадры, желающие осуществить свои профессиональные амбиции, все лучшее, что есть в нашей стране, прежде всего наука и образование – все должно направляться в современную отечественную «оборонку». Она должна стать и кузницей кадров, и основой для технологического рывка нашей гражданской промышленности. Технологии двойного применения в таких отраслях «оборонки», как авиационная, судостроительная, атомная и космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, развитие композитных и неметаллических материалов, должны составить конкуренцию мировым производителям.

Госкорпорации и вертикально-интегрированные холдинги, входящие в ОПК, например «Росатом», уже показали свою жизнеспособность. Концентрация производства на данном этапе крайне необходима. Это связано и с технологической, и с экономической стороной производства высокотехнологичных видов вооружений. Здесь заложена и важнейшая научно-исследовательская составляющая, ибо крупным предприятиям легче аккумулировать средства на проведение научных исследований и поиск новых конструкторских решений. Именно от крупных компаний мы ждем развития инновационных технологий. Другое дело, что нельзя подрывать основу развития рыночной экономики – конкуренцию. Она и должна осуществляться на внутрикорпоративном уровне при выработке оптимальных конструкторских и технологических решений между КБ, которых в крупных производственных объединениях должно быть, скорее всего, несколько. Здоровая конкуренция среди КБ-разработчиков должна стать основой для инновационных процессов внутри «оборонки».

Вообще можно было бы создать «ВИП-класс» ОПК, который будут составлять генеральные конструкторы и гендиректора заводов. На совещаниях в Доме правительства их место не на галерке, а в первых рядах. Из этого уже исхожу при проведении заседаний Военно-промышленной комиссии. Важно наладить не только внутриотраслевую кооперацию, но и выстроить межотраслевые связи.

Мы также должны уделять особое внимание фундаментальным и поисковым исследованиям, которые в первую очередь способны обеспечить технологический рывок оборонной промышленности. В этой связи уже начал реализовываться проект по созданию российского аналога американского агентства передовых оборонных исследований (DARPA). Данная структура должна заниматься высокорискованными с точки зрения применяемых технологий проектами, просеивать научно-исследовательские работы, производимые отраслевыми и университетскими лабораториями для последующего использования новых технологий в оборонных целях, возможно, выделять гранты на исследование конкретных проблемных вопросов.

Основываясь на четырехлетнем опыте моей работы в качестве посла России при НАТО, где недавно приступили к воплощению в жизнь идеи smart defence («умная оборона» – распределение труда между странами НАТО), хотел бы отметить, что нам также нужна «умная армия», и мы будем создавать ее в рамках национальных полномочий. Но умной армии не будет без «умной оборонки». Возрождение «оборонки» должно быть умным, поскольку наша цель – не преумножение «железа» (hardware), а развитие человеческого потенциала, который сможет не только воспроизводить прежние образцы техники, но и создавать новые, а также придумывать такие интеллектуальные продукты, такой «софт», который обеспечит производство передовыми проектами на несколько поколений вперёд.

Поднимая «оборонку» на новый уровень, проводя качественное перевооружение российской армии и флота, развивая фундаментальную науку и прикладные институты, мы гарантированно получим рост спроса на экспорт нашей продукции, улучшение показателей в социальной сфере, новые рабочие места для квалифицированных специалистов и, наконец, рост инвестиционной привлекательности.

Источник: Газета «Красная звезда»

Вам может быть интересно

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Британия заверила Украину в поддержке после запуска «Орешника»

Глава британского МВД Иветт Купер заверила, что Британия продолжит поддерживать Украину, несмотря на запуск Россией новой ракеты «Орешник» средней дальности, пишет The Standard.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?