Израиль начал военную операцию в Секторе Газа. Мировое сообщество выражает озабоченность. Тем временем российские патриоты сурово осуждают действия патриотов еврейских.
Русский националист не будет переживать из-за слезинки арабского ребенка
Такое наблюдается уже не в первый раз. Сторонники жесткой политики и решительных действий легко меняют риторику – в зависимости от контекста. И примеры тому можно обнаружить по обе стороны баррикад. Так, нынешние высказывания русских «ястребов» напоминают реплики израильских правых во время конфликта в Южной Осетии.
Август 2008 года вскрыл болевые точки в международном диалоге. Боевые действия на Кавказе воспринимались через призму глобального противостояния России и США. Симпатии русских эмигрантов читались явно. Инерция холодной войны сыграла свою роль. Если поддерживать чеченских боевиков было как-то неловко, то в случае с грузинами ничто не помешало осудить российскую военщину. Чем и воспользовались русские израильтяне.
Сам факт не удивителен. В конце концов, Израиль и «Георгия» неплохо партнерствовали и до войны. Так что выбор для израильтянина логичный. Поразительно другое: как раз тот самый стиль риторики. Еврейские «ястребы», позабыв свои идеалы, принялись чехвостить русскую армию в лучших традициях правозащитной истерики.
Тогда израильские правые не брезговали ссылаться на Human Rights Watch. Правозащитники из этой организации сообщали, что данные о погибших осетинах сильно завышены. А после был «Литой свинец» – очередная военная операция Израиля в Секторе Газа. И та же самая HRW сообщала о чудовищных потерях среди мирного палестинского населения. Израильские правые обижались и крыли на чем свет стоит – правозащитников, либералов, мировое сообщество...
Но где же логика?
Тот же вопрос можно адресовать «ястребам» в России. Нынче они ведут себя точь-в-точь, как их израильские собратья по разуму в августе 2008 года. Методы и стиль совпадают до мелочей.
И снова подчеркну: сам факт такого выбора логичен. Россия проводит неоднозначную политику на Ближнем Востоке, но ее симпатии в конфликте евреев и арабов склоняются на сторону последних. Так сложилось исторически, тому есть причины и в нынешней международной конъюнктуре. Можно сожалеть об этом, но вряд ли разумно ставить это в упрек. Россия вправе действовать, исходя из собственных интересов. Здесь, точно так же, как в сюжете 08.08.08, удивителен не факт, а стиль аргументации.
Российские патриоты традиционно уважают «сильную руку». Либералы и правозащитники для них – враги номер один. Антивоенная и миротворческая риторика ассоциируется с вражескими голосами. Но когда речь заходит об Израиле, русские «ястребы» тотчас превращаются в «голубей».
Опять же, август 2008 года. Тогда эти люди сокрушались, что русские танки не дошли до Тбилиси. Про Чечню и вовсе не будем вспоминать. Никогда российский патриот не сдерживал себя в порыве воинственного благородства. Откуда ж вдруг такое человеколюбие?
Как будто очевидная версия: антисемитизм традиционный, обыкновенный. Нелюбовь к евреям легко конвертировать в любовь к арабам. Но это никак не соотносится с антиисламскими настроениями наших патриотов.
Особенно когда речь идет о патриотах-националистах. Для них антисемитизм – неотъемлемая часть дискурса. Удивительное дело: такие люди все чаще поддерживают сионистов, именно в силу антиисламской солидарности. А если и не поддерживают, то наблюдают отстраненно: «Пусть эти... семиты поубивают наконец друг друга». Русский националист не будет переживать из-за слезинки арабского ребенка.
И только классический российский патриот-государственник готов лечь костьми за свободу Палестины.
Возможное объяснение: в глазах такого патриота Израиль до сих пор ассоциируется с вражеской Америкой. Любые боевые действия еврейской армии воспринимаются как экспансия США. Антисемитизм тут в лучшем случае – приправа, основное блюдо – это антиамериканизм.
Досадно, что патриоты России в упор не видят фактов. Как будто тоже мыслят по инерции со времен холодной войны.
Тогда противостояние СССР и США на Ближнем Востоке было однозначным. Русские поддерживали арабов, американцы поддерживали евреев. Нынче стратегическое партнерство США и Израиля претерпело существенные изменения. Исчезла угроза со стороны СССР, и тотчас изменились правила игры.
Если раньше США были для Израиля старшим товарищем, то теперь это, скорее, суровый ментор. Если раньше Израиль лавировал между двумя сверхдержавами, то теперь он зажат в тисках между Америкой и Европой. Если раньше был выбор между хорошим и плохим, то теперь это выбор между плохим и очень плохим.
Политика США на Ближнем Востоке никогда не была жестом доброй воли. Американцы просто использовали Израиль в противостоянии с Советским Союзом. Теперь у США другие интересы, и евреи не могут рассчитывать на заокеанского союзника, как прежде.
Более того, время от времени союзник проявляет миротворческие инициативы, которые очевидно ослабляют Израиль. И когда во время очередной военной операции мировое сообщество сокрушается о гибели мирных палестинцев, голос США звучит в этом хоре достаточно внятно.
Российские патриоты и теперь исполняют свою партию. Им даже не зазорно подпевать Америке. Уже слышны голоса в защиту угнетенного населения Сектора Газа. Кто там кого угнетает, разбираться недосуг. Русские «ястребы» стремительно голубеют.
Источник: «Трибуна Общественной палаты»