В России традиционно крайне невнимательно относятся к бюджетной политике. Процедура принятия бюджета у нас сугубо техническая: собрались какие-то ребята в костюмах с большими калькуляторами и что-то там решили между собой. В США это стало бы главным предметом предвыборных дебатов, потому что твоя жизнь напрямую зависит от того, как и сколько ты платишь налогов и как они потом используются государством. Классическая либертарианская политическая теория в лице, скажем, Роберта Нозика, вообще рассматривает государство как функцию, производную от системы налогообложения: если налоги идут только на необходимые государственные институты, значит, государство справедливо, а если налоги служат инструментом насильственного перераспределения благ среди граждан, значит, грабеж.
Назначенный градоначальник, по-моему, не имеет морального права брать деньги у горожан и тратить их на свои политические хобби
Нам в России, повторюсь, и до американской теории, и до американской практики пока очень далеко. Нас даже федеральный бюджет совершенно не касается, по собственным ощущениям, а уж если речь идет о бюджете региона, то это вообще остается без внимания публики. А напрасно. Бюджет, как правило, позволяет узнать о реальности интересные вещи.
Из скупой заметки, опубликованной на сайте правительства Москвы и посвященной проекту бюджета города на 2012 год, можно узнать несколько вещей. Каким-то образом Собянину удалось добиться опережающего роста доходов по сравнению с расходами: доходы города должны вырасти на 17% по сравнению с нынешним годом, а расходы – на 14%. Бюджет остается дефицитным, но этот дефицит, по заверениям мэрии, носит технический характер. В переводе на человеческий язык это значит, что делать новые займы городу не придется.
Отдельной строкой прописывается, что 19% расходов пойдет на развитие транспортной сети Москвы. Это звучит так, как если бы в мэрии начитались Livable Cities Вучика, хотя, конечно, в реальности решение проблемы пробок требует еще более масштабных инвестиций. Но хорошо, что такой термин, как «транспорт», появляется у мэрии сразу после общих цифр, касающихся бюджетирования.
Самое любопытное, однако, в заметку не вошло. Судя по всему, причина относительно сбалансированного бюджета в новом году заключается в отказе от характерных для Лужкова негородских программ, направленных, например, на поддержку Черноморского флота и Севастополя. Для кого-то это обстоятельство станет огромным минусом, поскольку не даст порассуждать о державном величии москвичей. Но вообще, назначенный градоначальник, по-моему, не имеет морального права брать деньги у горожан и тратить их на свои политические хобби. Вот такую информацию о Собянине мы узнаем из проекта бюджета.
Источник: Блог Кирилла Мартынова