Что ждет мир в случае распада Америки или новой гражданской войны в Соединенных Штатах?
Выбор сценариев для будущего Соединенных Штатов скуден
Итак, проведение самых болезненных шоковых преобразований в ядре мировой капсистемы (Соединенных Штатах) отныне неизбежно. Но выдержит ли их Америка? Вопрос спорный.
Страна реально столкнется с угрозой и гражданской войны, и распада. Это как минимум. Можно прогнозировать и демонтаж привычной либеральной демократии.
Глупее всего кричать: «Этого не может быть никогда!» Может. Еще как может. Уже банальностью стало напоминание о том, что человеку из 1985 года нынешняя реальность представилась бы бредом душевнобольного. Что 85-й? С точки зрения человека 2000 года, теперь творятся вещи, совершенно немыслимые тогда.
Стоит напомнить, что в свое время никто не ожидал того, что американская элита пойдет на широчайшее внедрение в жизнь Америки социалистических элементов: той же пенсионной системы в 1935 году. Никто в свое время не мог предвидеть, что Штаты в 1971-м откажутся от золотого обеспечения доллара, а всего лишь три года спустя окажутся на грани введения «имперского президентства» – настоящей диктатуры Никсона. Кто мог предсказать грандиозную операцию «таран Манхэттена» 11 сентября 2001 года? А сама Гражданская война в США в 1861–1865 годах? Она ведь тоже казалась фантастикой. Но, тем не менее, она разразилась и стала самым кровопролитным для американцев конфликтом.
Вызов, лежащий на поверхности, – это резкое снижение уровня жизни американцев. Причем в условиях нарастания взаимной ненависти в социуме.
Если снижение среднего уровня жизни американцев с 1981 года в ходе неолиберального эксперимента шло постепенно, понемногу загоняя на работу матерей семейств и мужей (на вторую работу), то теперь есть угроза «залпового» падения, сравнимого разве что с 1992–1993 годами у нас. Вкупе со всплеском безработицы до 15% активного населения. Это может произойти в условиях крайнего насыщения США частным стрелковым оружием (свыше 300 млн единиц), при падении финансирования силовых структур и их возможном разложении, при нарастающем недовольстве ряда штатов центральными властями.
Наложим на сей фактор следующий: явную деградацию элиты Штатов. Сможет ли она, ввергнув свой народ в лишения и испытания, обеспечить и неоиндустриализацию, и прорыв в новый техноуклад? Не получится ли, как в РФ, «шока без терапии»? Ведь в таком случае распад или гражданская война становятся куда более вероятными исходами. Нужно заметить, что элита США еще не утратила навыков по экспорту кризиса во внешний мир (события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, ранее – Югославия), однако явно не выказывает успехов в деле организации мегапроектов развития и строительства новой промышленности. Этим нынешние владыки Америки сильно отличаются от своих предшественников середины ХХ века, умевших и то, и другое обеспечивать.
Сегодня мы видим все больше и больше свидетельств в пользу того, что верхушка капиталистического общества в США, во-первых, превращается в касту спесивых и самодовольных «неофеодалов», которая решила замкнуться в себе, наделить самое себя немыслимыми привилегиями и покончить с либеральной демократией. Во-вторых, эта каста уже не может предложить миру новых, ярких и прорывных проектов, равно как и воодушевляющих идей.
При всем этом прогрессирующая управленческая несостоятельность этих «неолиберальных набобов» очевидна. Мы все видели, как они загнали в тупик финансовый сектор и целые отрасли экономики тех же США. Кроме того, корпоратократические «раджи» очень быстро криминализуются и в США уже начинают воровать так же, как и их российско-постсоветские аналоги. Достаточно напомнить скандальные случаи с выполнением оборонных заказов в США, с использованием государственной помощи корпорациям, с махинациями внутри самих корпораций (дело «Энрон» и др.), чудовищное казнокрадство в ходе оккупации Ирака (материалы комиссии конгрессмена Уоксмена).
Творя все это, неолиберальные «феодалы» не могут похвастать ничем, что даже отдаленно напоминало бы минувшие суперпроекты тех же США: конвейерную революцию Генри Форда, «Новый курс» Рузвельта, «Манхэттенский проект» или «Лунную программу». Мы не видим от них новых «администраций долины реки Теннеси» или детройтов. Да и «Кремниевая долина», чей образ успел потускнеть, – детище 1950-х.
Все это – явные и бесспорные признаки вырождения верхов капиталистической системы. 30 лет победы капитализма над здравым смыслом обеспечили стремительную и необратимую дегенерацию олигархии в США. Понимая это буквально нутром, осознавая свою дегенерацию, каста «нью-феодалов» отныне сосредотачивается только на одном: на защите своей власти и сопутствующих привилегий. Можно смело прогнозировать то, что в США пойдет процесс, сходный с процессами в РФ, Казахстане, Нигерии и т. д. То есть введение «управляемой демократии», слияние власти с собственностью, усиление политики форсированной дебилизации народных масс вкупе со включением на полную мощь машины «промывки мозгов». Но поскольку возможности манипуляции массовым сознанием все же не беспредельны, мы увидим неминуемое усиление репрессивных машин, прямого насилия. Причем не только государственных, но и частных, корпоративных. В логике «нового феодализма» частное уже размывает государственное, а само государство – приватизируется.
В сущности, неолиберальный эксперимент, начатый в США с 1981 года, с самого начала нацеливался на искоренение той модели демократии, что сложилась в «социалистическом» ХХ веке, когда под влиянием мощного «фактора Советского Союза» Запад был вынужден идти на невиданные социальные уступки, крепить всеобщее избирательное право (появившееся только в ХХ веке!) и вводить в свои экономики планово-социалистические черты. Для создающегося класса «капиталистических суперфеодалов» нужны покорные и безвластные массы.
Огромные успехи в «раздемократизации» налицо. На выборы в США уже не приходит половина избирателей. Истеблишмент Соединенных Штатов давно ведет политику, в корне противоречащую чаяниям и устремлениям электората (см. С. Хантингтон, «Кто мы?»). Политика в Штатах стала уделом исключительно самого богатого одного процента населения, стоимость избирательных кампаний растет в геометрической прогрессии.
И если разобраться, то сам факт наглого изъятия из бюджета США колоссальных средств ради спасения частных банков в 2009 году и последующих скандалов с «приватизацией прибылей и национализацией убытков» – уже подтверждение процесса растущего бесправия народа в США. Как и некоторые знаменательные события недавнего прошлого: махинация 11 сентября 2001 года (расследования обстоятельств на государственном уровне нет, невзирая на всенародное мнение об «американскости» авторов мегатеракта). Или подписание договора о свободе торговли НАФТА – вопреки мнению большинства рядовых американцев.
Принцип «один человек – один голос» в корне противоречит капитализму. Капитализму органично присущ принцип акционерного общества: сколько у тебя акций (долей капитала) – столько и голосов. Богатый имеет больше прав, чем человек среднего класса или бедный. Да ведь фактически к тому все и пришло.
Теперь полный крах демократии становится неизбежным и закономерным. Скорее всего, он случится в Соединенных Штатах – стране, еще недавно считавшей себя Светочем Демократии
Не нужно путать понятие «рынок» с понятием «капитализм». Мы смешали – и жестоко за это расплатимся. Ибо рынок (как и понятие рентабельности, хозрасчета) был до капитализма – будет и после. Капитализм довел стремление к прибыли до абсолюта.
Потому – если представить себе совершенно свободный капитализм с «минимальным» государством – такой строй очень быстро превратится в новое рабовладение. Ибо капиталисты стремительно передерутся, причем в рекордные сроки выдвинутся самые сильные, что передавили конкурентов и составили совокупность монополий (совет «золотых поясов»). Рынки будут поделены, установятся теневые картельные соглашения. При этом «социальные лифты» выводятся из строя: дети капиталистов-победителей становятся вовсе замкнутой кастой, защищающей свой статус. Собственность сливается с властью – и начинаются все «прелести» кастового строя. Общество стремительно нищает, средний класс съеживается до минимума. Сверхконцентрация богатства никем не ограничивается.
В конце ХХ века США начали ломать все те защитные механизмы, которые были созданы в ХХ столетии, чтобы избежать полной победы капитализма над жизнью. Они принялись разрушать то, что предохраняло сам капитализм от превращения оного в кастовый неорабовладельческий строй.
Теперь полный крах демократии становится неизбежным и закономерным. Скорее всего, он случится в Соединенных Штатах – стране, еще недавно считавшей себя Светочем Демократии. После чего весь мир погрузится в мрачную тоталитарную эру. Или в эру нового средневековья – когда нью-феодальные и новорабовладельческие тирании и олигархии установятся на обломках нынешних больших стран (в случае краха централизаторских деспотий). Ибо если изрядно оподлевшая и поглупевшая «элита» Америки не справится с задачей установления прочного неолиберально-тоталитарного режима, то неизбежны гражданская война и раскол Штатов. И все это – на фоне бунтов и войн в Северной Африке и в Евразии. Того пожара, что янки запалили вместе с впавшими в маразм европейцами.
Выбор сценариев для будущего Соединенных Штатов скуден. Самый маловероятный – это «Американская сталь»: когда некие национально-социалистические и технократические силы, свернув шею финансистам, установят в стране жесткий режим для новой индустриализации, некий «новый рузвельтизм». Гораздо более вероятны два других, кои считаю равновеликими по шансам. Либо мы увидим диктатуру финансистов неолиберально-неодарвинистского толка в масштабах «всея Америки». Либо все это завалится к чертям – и тогда сецессия пополам с гражданской войной. Но в любом случае нынешней демократии не выжить.
Источник: Блог Максима Калашникова (статья публикуется с сокращениями)