Прежде всего, нынешняя волна глобокризиса будет намного более страшной потому, что начался спад в Китае. В прошлый раз все было не столь страшно, ибо КНР принялась накачивать свою экономику кредитами и обеспечила рост в 2009–2010 годах на фоне всеобщего спада. Теперь китайцы не могут накачивать экономику кредитами: они получают опасную инфляцию и пузырь на рынке недвижимости. Индекс менеджеров по продажам (PMI) показывает, что экономика КНР будет незначительно, но падать.
Из-за большого объема напечатанных долларов (и евро) однозначно можно говорить об ускоренном подорожании продовольствия
Китайцы не успели развить свой внутренний рынок как альтернативу американскому и европейскому. А они стагнируют. США дадут «рост» за год всего в 0,1% (официоз). Фактически минус. Германия показывает крайне плохие показатели: ее экономика ориентирована на экспорт, и очень много машин/оборудования у немцев покупал Китай. Стало быть, КНР достаточно жестко «сядет», спрос на нефть в мире упадет, равно как и цены на нее. Конечно, не до 30 долларов/баррель, но до полтинника вполне могут. А это большой Песец бюджету РФ.
Из-за большого объема напечатанных долларов (и евро) однозначно можно говорить об ускоренном подорожании продовольствия. В зерно побегут вкладываться спекулятивные капиталы.
Германия как главный кормилец и спаситель еврозоны попадает в тяжелейшее положение. Немецкой экономике плохо, слишком большие траты на спасение экономики европейских должников-аутсайдеров могут вызвать политический взрыв в ФРГ. А если немцы не будут спасать всяких португальцев и греков, то начнется агония еврозоны. Именно поэтому Меркель с Саркози так и не договорились о выпуске единых облигаций Евросоюза (ибо это автоматически вешает на немцев долги стран «пояса свиней»).
Европа точно угодила меж двух огней. Выхода у нее уже нет. Либо немцы взбунтуются – и грянет долговая катастрофа в ЕЭС. Либо немцы начнут спасать евронеудачников, но сами завалят при этом свою экономику.
Вы сами понимаете, чем пахнут оба варианта развития событий.
Росфедерации придется крайне плохо. Возможное падение цен на углеводороды подкосит ее бюджет.
Но не менее страшно то, что импорт в РФ растет опережающими темпами, грозя превзойти экспорт. И потому 2012 год грозит стать «новым 1997-м»: торговое сальдо может стать отрицательным. Именно поэтому сегодня все больше экономистов и представителей бизнеса говорит о необходимости девальвации рубля.
Нас, очевидно, ждет новая шоковая терапия (гайдаровщина-2 с сокращением социальных затрат, но не трат «элиты») пополам с новым 1998-м (залповая девальвация).
В принципе, девальвация 1998 года действительно привела к промышленному росту и замещению импортных товаров отечественными. Но эффект прошлого обесценивания рубля ушел в песок: захватившие экономическую власть либералы (Кудрин и ему подобные) не дали создать нормальную систему кредитования промышленности и вообще промышленную политику. А затем стали «стерилизовать» нефтедоллары, складывая их в резервные фонды (кредитуя США и ЕС). А потом власть подарила собранное олигархам (спасая их от разорения) и вбухала во всякие идиотские олимпстрои и футболстрои.
Девальвация-2012 могла бы поднять производство ценой шока, но кто создаст нужные для этого промышленную (по определению нелиберальную) политику, систему кредитования реального сектора и – что очень важно – кто возродит «Единую энергосистему», ограничив рост тарифов естественных монополий?
Таким образом, глобальная социально-экономическая буря приближается. Она будет крайне жестокой.
Источник: блог Максима Калашникова