В новом цифровом атласе древних дорог Римской империи раскрыта сеть, которая оказалась значительно обширнее, чем считалось ранее, пишет The New York Times.
По данным исследования, опубликованного в журнале Scientific Data, протяженность дорог выросла с примерно 120 тыс. до 302 тыс. километров, охватив, помимо крупных магистралей, также стратегические и локальные маршруты. Эта сеть моделировалась на основе спутниковых снимков, топографических данных и исторических источников.
Руководитель исследования археолог Том Брюгман отметил, что новый атлас Itiner-e учитывает все дороги, существовавшие примерно с 312 года до н.э. по 400 год н.э.
Он подчеркнул: хотя хронологические данные имеются лишь по части дорог, результат показывает комплексный размах инфраструктуры. Брюгман добавил: «К сожалению, для всей империи невозможно установить, как сеть менялась внутри этого периода».
Исследование указало, что предыдущее определение римских дорог было слишком узким, ограничиваясь только хорошо мощёными трассами, тогда как теперь учитывались любые проходимые пути. Это позволило значительно дополнить карту дорог в Северной Африке, Греции и на Пиренейском полуострове. Для поиска утерянных дорог ученые анализировали рельеф, изменения растительности и другие малозаметные признаки.
Лишь менее 3% дорог сегодня подтверждены археологически – большинство маршрутов восстановлены по отдельным милестонам и косвенным данным. Дороги в пустынях представляли собой не одну, а несколько параллельных колей, что также отражено в новой карте, где показан лишь обобщенный маршрут проезда.
Среди самых длинных известных дорог исследование выделяет маршрут паломника из Бордо в Иерусалим IV века: документальный отчет тех лет зафиксировал путешествие в 5 тыс. километров туда и обратно, что примерно на 700 километров больше расчетов по современной модели. Вдоль маршрута паломник посещал ключевые библейские места, отмечая встреченные святыни, а также приводил местные предания и детали своей дороги.
Проект Itiner-e, по мнению ученых, открывает новые возможности для исследований, в том числе для анализа того, как дорожно-транспортная сеть повлияла на распространение эпидемий в древнем мире, например, в ходе Антониновой чумы, подкосившей значительную часть населения. Специалисты отмечают, что теперь, обладая картой, жители и исследователи могут «смотреть вниз», вновь осмысливая забытые дороги, по которым когда-то шло становление античной цивилизации.
Напомним, в ноябре археологи на Тайване нашли построенные с использованием сахара древние дороги.