Еще пять перевозчиков – «Уральские авиалинии», «Ижавиа», «Нордстар», «Руслайн», «Ай флай» – находятся в процессе открытия таких счетов, рассказал федеральный чиновник и подтвердил близки к правительству источник.
Западные санкции, введенные после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, включают запрет на поставку российским перевозчикам самолетов и запчастей к ним, а также на страхование и техническое обслуживание. В срок до 28 марта зарубежные лизинговые компании должны были забрать у эксплуатантов из России принадлежащие им воздушные суда. В ответ российские власти распорядились возвращать самолеты только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. В результате значительная часть самолетов осталась в России – на них выполняются перевозки внутри страны, пишут «Ведомости».
При этом авиакомпании должны выплачивать лизинговые платежи по «временному порядку исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (указ президента от 5 марта 2022 г.). Согласно документу, российские физические и юридические лица, имеющие обязательства перед кредиторами из недружественных стран, могут расплачиваться по ним в рублях, открыв специальный рублевый счет «С» на имя иностранного кредитора и перечисляя туда деньги по курсу ЦБ на день платежа.
В «Аэрофлоте», S7 Airlines и Smartavia подтвердили изданию открытие таких счетов. «Мы готовы в полном объеме исполнять наши контрактные обязательства перед лизингодателями», – заверил представитель «Аэрофлота». «В соответствии с утвержденными правительством процедурами S7 Airlines открывает рублевые счета и предложит лизингодателям получать платежи в рублях», – уточнил представитель S7 Airlines. «Да, мы выполнили требование указа президента от 5 марта 2022 г. по открытию такого спецсчета», – сказал представитель Smartavia.
Впрочем, деньги на счета «С» в адрес лизингодателей из недружественных стран от российских авиакомпаний пока не поступали, рассказал федеральный чиновник. Контракты с лизинговыми компаниями обычно предусматривают аккредитивы (в размере трех месячных лизинговых платежей) и депозиты на техническое обслуживание, которые значительно превышают трехмесячный аккредитив, объяснил он.
Ранее «Аэрофлот» выкупил восемь самолетов Airbus из иностранного лизинга.
Напомним, что ЕС запретил лизинг и поставки самолетов и двигателей в Россию и потребовал вернуть даже те самолеты, которые сейчас эксплуатируют российские авиакомпании и платят лизинговые платежи. Владельцами таких машин являются иностранные лизингодатели. ЕС также запретил страхование российских самолетов. Boeing и Airbus прекратили обслуживание самолетов российских авиакомпаний и запретили поставки запчастей им.