«Мы привыкли к тому, что право – это закон, это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый государством. Но вдруг, неожиданно выяснилось, что есть и другие правоустанавливающие правила, которые нам диктуются некими цифровыми корпоративными образованиями, имеющие в том числе транснациональный характер», – сказала Сидоренко во время конференции «Цифровые международные отношения-2022» в МГИМО. Ее слова приводит РАПСИ.
Говоря о «гегемонии» цифровых платформ, она привела следующую статистику: в 2021 году около миллиона европейских компаний реализовывали свои товары посредством этих систем.
По словам эксперта, право таких образований основывается на внутренних регламентах и пользовательских соглашениях, подписываемых сторонами. При этом, отметила Сидоренко, оно стало стремительно развиваться, ставя «перед традиционным правом очень много вопросов, которые предстоит решить».
«Один из таких вопросов – что есть такое цифровая платформа? Сегодня такого подхода и определения в действующем законодательстве – европейском, американском, российском – нет», – заявила она.
По мнению профессора, если есть регламент работы и пользовательские соглашения, то должны быть учтены или оценены риски в части регламентации.
«Мы находимся в совершенно новых юридических условиях, перед нами поставлены новые задачи. И одна из них – попытаться согласовать, «подружить» право цифровой платформы и национальное право», – заключила Сидоренко.
Ранее неоднократно звучали заявления о том, что иностранные интернет-платформы игнорируют национальное законодательство нашей страны. При этом в практике российского регулирования действий зарубежных онлайн-платформ применяются относительно мягкие меры – денежные штрафы, которые, по мнению экспертов, особого воздействия не оказывают. В этой связи в России предлагали ввести возможность применения крайних мер в отношении нарушающих законы России IT-гигантов.