Как пояснили эксперты НОМ, законопроект о ДЭГ ко второму чтению был существенно расширен, в него добавили не только поправки, затрагивающие онлайн-голосование, но также откорректировали порядок назначения членов комиссий, уточнили требования к участию иноагентов в выборах и расширили возможности наблюдателей на выборах, говорится на сайте НОМ.
«Институт членов комиссии с правом совещательного голоса является атавизмом! Он был нужен, пока в законодательстве отсутствовала норма об общественных наблюдателях. Сейчас же, при наличии квалифицированных общественных наблюдателей, не имеющих никаких политических ориентиров и приоритетов, необходимость в таком институте пропадает, по крайней мере, на уровне территориальных комиссий точно», – сказала председатель Красноярского регионального отделения Корпуса «За чистые выборы» Эвелина Павельева, подчеркнув, что законопроект предоставляет возможность направления наблюдателей в ТИК.
Как считает эксперт, практика работы в области наблюдения показывает, что наблюдение в ТИК обеспечит надежный контроль за поступлением из участковых комиссий протоколов об итогах голосования. «Причем права наблюдателей существенно расширяются», – добавила она.
Павельева также подчеркнула, что ДЭГ зарекомендовала себя как положительный и эффективный опыт. «Риски, которые высказывали эксперты относительно сложности осуществления контроля, в том числе и со стороны общественности, устранены в новом проекте, и это показывает приятие законодателя и ЦИК важности общественного наблюдения. В этом ключе актуально наблюдение в территориальных и иных вышестоящих комиссиях», – сказала она.
Исполнительный директор Общественной палаты (ОП) Республики Коми Александра Афонина уверена, что законопроект о ДЭГ на сегодняшний момент начинает отвечать запросам общества.
Как подчеркнула общественница, на текущий момент особенно актуально то, что предприняты все меры, чтобы исключить вмешательство в электронное голосование извне. «Все массово сообщают о том, что идут атаки на «Госуслуги» и эффекта от атак ноль. Это говорит о том, что уровень IT-сферы в России сегодня может обеспечить невмешательство в голосование в электронном формате», – считает она.
Говоря об изменении порядка формирования комиссий, Афонина отметила, что последние 2-3 избирательных цикла доказали, что ряд институтов избирательной системы являются рудиментами.
В свою очередь, руководитель аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Антон Бибаров-Государев отметил, что законопроект учел ряд принципиальных поправок экспертов НОМ, направленных на повышение открытости и прозрачности ДЭГ.
«Отныне предметно прописан институт наблюдения за дистанционным электронным голосованием. Теперь при организации и осуществлении ДЭГ должны быть обеспечены возможности наблюдения, особенности которого будут устанавливаться на основе требований ЦИК России», – сказал он.